Дин Рид против Солженицына: в чем «враг США» обвинил «врага СССР»
Писатель Солженицын навсегда останется кумиром для либеральной интеллигенции нашей страны, воспитанной на убеждении, что если в СССР все было плохо, то в США, напротив, все хорошо. Однако, в Соединенных Штатах тоже жили свои диссиденты. И ярчайшим среди них был певец и актер Дин Рид.
Как Дин Рид стал другом Советского Союза
Обаятельный красавец Дин Рид в 70-е годы был, безо всякого преувеличения, всенародным любимцем в СССР. Да и не только в СССР. Его очень любили в странах Латинской Америки и во всей Восточной Европе.
Родился он в 1938 году в штате Колорадо (США), там же начал свою артистическую карьеру. С начала 60-х он выступал против применения ядерного оружия, против агрессии США во Вьетнаме, передавал сборы от своих концертов в пользу политических заключенных в тюрьмах США. Левые взгляды Дина Рида стали причиной того, что он принял решение обосноваться в Латинской Америке, где его песни пользовались большим успехом. Дин Рид поселился в Аргентине, однако, после военного переворота 1966 года был вынужден покинуть эту страну. Певец перебрался в Рим. С политикой он не порвал, напротив, активно участвовал в антивоенных маршах и демонстрациях, за что даже попадал в тюрьму, впрочем, ненадолго. В 1970 году Дин Рид совершил одну из своих самых ярких политических акций: выстирал флаг США в столице Чили Сантьяго – прямо напротив посольства США. Намек был понят, и акция прошла с успехом: Дин Рид снова угодил за решетку.
Дин Рид не раз бывал в СССР, выступал с концертами, давал интервью. Он объездил весь БАМ, искренне восхищаясь грандиозностью этой стройки и энтузиазмом ее участников. Он с огромной симпатией относился к нашей стране и к советским людям. Ему платили взаимностью. Америка, американский образ жизни всегда были интересны в СССР, а Дин Рид был «правильным», «нашим» американцем. Кроме того, он был действительно очень талантливым и обаятельным парнем, его песни пользовались огромным успехом. И не только песни. Дин Рид снимался в вестернах, а этот жанр в СССР всегда любили.
Дин Рид дружил с многими политиками левого толка, в частности, с Сальвадором Альенде, с Ясиром Арафатом. В 1973 году он поселился в ГДР и женился на немецкой актрисе Ренате Блюме. На родину возвращаться ему было нельзя – в США Дина Рида ждало тюремное заключение.
Письмо Солженицыну
К началу 70-х творчество Солженицына было хорошо известно на Западе. Книги этого писателя были переведены на многие языки, они неоднократно переиздавались. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии, и получил широкую известность, как борец с авторитарным социалистическим строем. Тогда же, в 1970 он впервые получил настойчивую рекомендацию покинуть СССР, но отверг это предложение.
В 1971 году в журнале «Огонек» и в «Литературной газете» было опубликовано открытое письмо Дина Рида Солженицыну. Начинается письмо так: «Дорогой коллега по искусству Солженицын! Я, как американский артист, должен ответить на некоторые ваши обвинения, публикуемые капиталистической прессой во всем мире. По моему мнению, они являются ложными обвинениями, и народы мира должны знать, почему они ложные». В какой именно лжи Дин Рид обвинил своего «коллегу по искусству»?
Прежде всего, певец отрицает мысль Солженицына о том, что СССР представляет собой «глубоко больное общество, пораженное ненавистью и несправедливостью». Писатель-диссидент заявляет, что правительство СССР «не могло бы жить без врагов, и вся атмосфера пропитана ненавистью, и еще раз ненавистью, не останавливающейся даже перед расовой ненавистью». Дин Рид искренне удивлен: «Вы, должно быть, говорите о моей родине, а не о своей! Ведь именно Америка, а не Советский Союз, ведет войны и создает напряженную обстановку … с тем, чтобы давать возможность своей экономике действовать, а нашим диктаторам, военно-промышленному комплексу наживать еще больше богатства … Больное общество у меня на родине, а не у вас, г-н Солженицын!». Жесткую отповедь дает своему оппоненту Дин Рид и в том, что касается расовой ненависти, вспомнив о том, что в США полиция практически безнаказанно убивает негров, которых «до сих пор держат в полурабстве». Солженицын ратует за свободу слова, за гражданские свободы, но Дин Рид напоминает ему и всем читателям о том, в каких условиях живут беднейшие слои населения в США и в странах, которые являются сателлитами мирового гегемона, о том, что люди там не имеют средств на нормальное образование, здравоохранение, страдают от безработицы, в то время, как в СССР каждый гражданин имеет возможность бесплатно учиться, лечиться, и само понятие «безработица» неведомо жителям СССР.
При этом Дин Рид не идеализирует советский строй. «Верно, что в Советском Союзе есть свои несправедливости и недостатки» — пишет Дин Рид. Однако: «Принципы, на которых построено ваше общество — здоровы, чисты и справедливы, в то время как принципы, на которых построено наше общество, жестоки, корыстны и несправедливы». А по этой причине, продолжает певец и актер, у Советского Союза гораздо больше перспектив построить в итоге действительно справедливое общество, чем у какой-либо иной страны.
Реакция на послание Дина Рида
Большая часть диссидентски настроенной советской интеллигенции это письмо восприняла негативно, ходили даже разговоры о том, что американец и знать не знает о том, что его именем воспользовались для написания «этого пасквиля». Были, впрочем, и такие, кто полагал, что Дин Рид попросту «продался Кремлю». Однако, историк А. Шубин, занимающийся исследованием диссидентства в СССР, считает, что автором письма действительно был Дин Рид. Свое письмо, по мнению Шубина, он адресовал не столько Солженицыну, сколько своим бывшим согражданам, пытаясь убедить их в верности своего выбора. Американский журналист Чак Лашевски, издавший в начале 2000-х книгу о Дине Риде, считает, что певец искренне писал о том, что думал, и действительно пытался объяснить Солженицыну ошибочность его взглядов. Ведь Дин Рид, в отличие от Солженицына, знал обе системы не понаслышке, и имел возможность сравнивать. Социалистическая система ему действительно представлялась наиболее справедливой, а негативные моменты, вроде очередей за продуктами или обилия запретов, он считал временными трудностями, вызванными тяжелой предшествующей историей страны.
Читайте наши статьи на Дзен