Почему казака могли казнить за занятие земледелием
Мало кто знает, но в старину казакам под страхом смертной казни запрещалось иметь в индивидуальном владении земельные участки и заниматься земледелием. Существование подобных, на первый взгляд странных, правил было обусловлено вполне объективными причинами.
Общинное владение
Как отмечают в своей книге «Донские казаки» Алексей Озеров и Анатолий Киблицкий, общинное владение землей является классической формой землепользования для казачества. Эта, на первый взгляд, не слишком удобная форма на самом деле была у казаков отлажена. Вот как описывает косьбу у уральских казаков автор издания «Крылатые слова» Сергей Максимов: «В силу законов общинного владения все казаки… ждут сигнала. Когда он подан, все бросаются на луг и на те места, кто где захочет. Обкошенное пространство… считается собственностью казака и он может с семьей своей косить тут траву и при этом ни за что не посмеет завешиваться в чужой обкос».
Общинное владение землей сохранилось и в современной России. Сергей Боголюбов, Елена Галиновская, Алексей Мазуров и Елена Минина, авторы издания «Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации», утверждают, что в соответствии с Указом Президента РФ от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» (в редакции 2005 года) станичным и иным казачьим обществам безвозмездно выделяются земельные наделы для коллективного землепользования на основе традиционных для казачества форм общинного владения землей либо общей собственности участников общества на землю.
Причины запрета на индивидуальное владение
А вот индивидуальное владение землей среди казаков было запрещено. По мнению Андрея Гордеева, автора книги «История казачества», подобные правила были обусловлены тем, что индивидуальная форма землепользования повлечет за собой неравенство в казачьей среде. Кроме того считалось, что занятие земледелием отвлекает казаков от их главной и основной обязанности – военной службы. Об этом факте упоминается и в издании «Донские казаки в прошлом и настоящем» (Издательство Ростовского университета, 1998 год). Авторы издания утверждают, что именно поэтому казакам запрещалось пахать землю и сеять хлеб.
Примечательно, что за традиционное общинное пользование землей стояло большинство казаков. Если верить Андрею Гордееву, к началу царствования Алексея Михайловича, когда сложившийся порядок стал нарушаться, казачьи власти вновь повторили наказ, подтверждавший запрещение земледелия. Наказание за подобную вольность было крайне суровым — смертная казнь. М.Ж. Абдиров, автор издания «История казачества Казахстана», также пишет о том, что земледелие являлось среди казаков запрещенным занятием. Любой казак мог прийти весной на круг, ударить шапкой оземь и позвать в поход. И тут уж его товарищей не должны были удерживать сельскохозяйственные работы. По этой же причине, как утверждает автор книги «Корел» Алексей Федотов, казакам раньше запрещалось и строить жилища, жили они в основном в землянках.
Переход к индивидуальной собственности
Тем не менее со временем среди казаков сформировалась потребность изменения быта. По словам Евгения Ежукова, автора очерка «Горячие окраины России», с 1695 года казакам было разрешено заниматься земледелием. С этого момента, по мнению Ежукова, казаки начали забывать о своей неукротимой вольнице. Уклад жизни вольных казаков сблизился со служилыми. Как указано в энциклопедии «История России» (научные редакторы: Петр Черкасов и Сергей Перевезенцев), каждому казаку за воинскую службу выделялся земельный участок. Самостоятельность казаков все более ограничивалась. Так, после восстания под предводительством Степана Разина Войску Донскому пришлось давать присягу царю.
Впрочем, общинная форма землепользования продолжала существовать. Однако, Станислав Ауский, автор издания «Казаки: особое сословие», считает, что это далеко не всегда шло на пользу земле. По достижении 17 лет каждый станичник получал свой надел на ограниченный срок. Временное владение приводило к тому, что казак стремился выжать из земли все соки. Частые переделы лишали казаков желания вкладываться в землю, удобрять ее, проводить искусственное орошение. Земли истощались, урожайность падала, уменьшались доходы. Поэтому неудивительно, что, как пишет в своем труде «История казачества Азиатской России» Вениамин Алексеев, Устав 1822 года и Положения середины XIX века разрешали казакам и индивидуальное владение землей.
Читайте наши статьи на Дзен