«Сварить в кипящей смоле»: как на самом деле по закону должны были казнить декабристов
Восстание декабристов, а точнее, применение к ним высшей меры наказания выявили один интересный судебный казус в Государстве Российском. Дело в том, что к началу XIX века, а восстание, напомним, произошло в 1825 году, Российская империя не имела четкого уголовно-исполнительного законодательства. Существовавшие ранее Судебник Ивана IV Грозного от 1550 года и Соборное уложение от 1649 на тот момент официально отменены не были. И там был весьма четко написан способ наказания за государственный мятеж — сварить в кипящем масле. Поэтому вопрос о лишении жизни лидеров восстания декабристов заставил Николая I задуматься.
Мятежников – в котел
Судебник 1550 г. регламентировал применение смертной казни за тяжкие преступления, среди которых были государственная измена (крамола), военное предательство (сдача города врагу) и организация мятежа (подым). Причем, для каждого вида злодеяний полагался особый вид казни. Так, фальшивомонетчикам в горло заливали расплавленный свинец, разбойников вешали, изменников колесовали, самозванцев четвертовали, а мятежников заживо варили в котле с кипящей смолой, но могли и посадить на кол, по решению царя.
Вопреки устоявшемуся мнению, что сожжение людей заживо применялось преимущественно инквизиторами Западной Европы, на Руси такие казни практиковались довольно широко. Помимо бунтовщиков и мятежников мучительной смерти на огне подвергали людей, признанных еретиками, вероотступниками, богохульниками или колдунами. Считалось, что очищающее пламя уничтожает не только человека, но и все негативное, что может от него исходить.
Существовало несколько способов такой казни: на костре, в специально построенном деревянном срубе, в железной клетке или в котле. Иногда преступников буквально коптили заживо на медленном огне.
Автор книги «Палачи и казни в истории России и СССР» (Москва, 2013 г.) Владимир Игнатов отметил, что у Ивана Грозного сожжение было одним из любимых видов расправы над неугодными, но по отношению к изменникам он применял особую процедуру:
«Приговоренного сажали в котел, наполненный маслом, вином или водой, закрепляли его руки во встроенные в котел кольца, ставили котел на огонь, постепенно нагревая жидкость до кипения», – так исследователь описал данный вид казни.
Однажды Иван Грозный даже прервал трапезу и наблюдал, как этим способом умертвили более сотни человек.
Мучительная смерть
Соборное уложение 1649 г., принятое в царствование Алексея Михайловича, поделило казни на простые и мучительные. К первым относились: повешение, отсечение головы, аркебузирование (расстрел, применявшийся преимущественно к военным) и утопление. Во вторую категорию входили: сожжение, четвертование, сажание на кол, колесование, заливание расплавленного металла в горло, подвешивание за ребра, зарывание живьем в землю.
Как правило, казни совершались на городских площадях при большом скоплении народа. Целью таких мероприятий было устрашение населения и предотвращение новых преступлений. Причем, тела преступников надолго оставляли на всеобщее обозрение.
При Петре I к Судебнику и Соборному уложению были добавлены многочисленные указы государя-императора о казни тех или иных лиц, а также Морской и Воинский уставы, которые значительно расширили список деяний, караемых смертной казнью.
Доктор исторических наук Евгений Анисимов в книге «Русская пытка. Политический сыск в России XVIII века» (Санкт-Петербург, 2004 г.) отметил, что в указах того времени существовали разные формулировки, регламентировавшие способ умерщвления приговоренного. Так, фраза «казнить смертью», начертанная высочайшей рукой, чаще всего означала простое отсечение головы или другой быстрый вид отправки человека на тот свет. А вот «учинить смерть жестокую» или «казнить без всякой пощады» – это был приказ помучить приговоренного перед неизбежным финалом.
Мораторий на казнь
В монархической России участь осужденных полностью зависела от воли самодержца. Среди правителей попадались разные личности, как записные злодеи, так и вполне гуманные.
Впервые своеобразный мораторий на применение смертной казни был объявлен Елизаветой Петровной. Своим указом от 7 мая 1744 г. императрица запретила умерщвлять преступников без соответствующей санкции Сената, которая так и не последовала. А еще через 10 лет, в 1754 г., правительница России подписала указ, заменяющий смертную казнь на пожизненную каторгу. Причем, перед этим преступников били кнутом, вырезали им ноздри и клеймили.
Милость Елизаветы Петровны имела экономические причины: на рудниках, стройках и других предприятиях Урала и Сибири не хватало рабочих рук. Впрочем, многие люди умирали в результате порки кнутом или шпицрутенами, замерзали в дороге, гибли от непосильного труда на каторге.
Некоторые историки считают, что Елизавета Петровна отменила смертную казнь не только фактически, но и юридически. Данное мнение ошибочно. Об этом говорится в статье научной сотрудницы факультета международно-правовых отношений Воронежского филиала РАНХиГС Ольги Дроздовой «Смертная казнь как институт политического управления в Петербургский период», которая вышла в журнале «Социально-гуманитарные знания» (№ 3 за 2018 г.).
По словам автора статьи, вышеназванные указы императрицы лишь приостановили применение смертной казни, не отменив ее совсем.
На усмотрение монарха
Несмотря на то, что в начале своего правления Екатерина II старалась следовать идеалам просвещенной монархии, суровая политическая реальность заставила ее пересмотреть свои взгляды. И смертная казнь в России была возобновлена. Правда, применялась она лишь за особо тяжкие деяния, такие как государственная измена или вооруженный бунт.
Особенно много мятежников было казнено после подавления восстания Е.И. Пугачева, который сам был четвертован в Москве 10 (21) января 1775 г. Правда, по преданию, палач сначала отсек голову приговоренного и лишь затем разрубил его тело на куски.
После этого Екатерина II Алексеевна прекратила утверждение смертных приговоров, заменив их пожизненной каторгой. И хотя в годы ее правления была учреждена законодательная комиссия, которая занималась разработкой новых принципов российского права, ни одного уложения, определяющего работу уголовно-исполнительной системы, принято так и не было. А значит, законодательные акты XVI-XVII вв. оставались в силе.
А вот Павел Петрович никого не отправил на эшафот, ссылаясь на елизаветинские указы.
«В неопределенном состоянии продолжает оставаться вопрос о смертной казни и во время царствования императора Александра I. Неопределенность во взглядах на то, существует или не существует в стране смертная казнь, наблюдалась не только среди населения, но и в правящих сферах», – написала О.А. Дроздова.
Суд над декабристами
Николай I, чье восшествие на престол было омрачено восстанием декабристов, оказался перед сложным выбором. Да и многие сановники не представляли, как поступить с арестованными. Судьбы 122 человек определил специально созданный Верховный уголовный суд, состоявший из 72 чиновников, военных и представителей духовенства.
Кандидат исторических наук Натан Эйдельман в книге «Лунин» (Москва, 1970 г.), посвященной биографии одного из декабристов, написал, что первое заседание суда состоялось 30 июня 1826 г. А перед этим комиссия, которую возглавил М.М. Сперанский, разделила всех участников восстания на 11 разрядов, согласно масштабам содеянного и степени их вины. Причем, лидеры декабристов М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский, С.И. Муравьев-Апостол, П.И. Пестель и К.Ф. Рылеев были выделены в особую группу «вне разрядов». Большинство членов суда высказалось за их четвертование.
Еще 31 активного участника движения предполагалось просто казнить, но без сопутствующих мучений. Николай I, как и ожидалось, смягчил приговор, отправив осужденных по первому разряду на вечную каторгу в Сибирь. Далее, согласно категориям, наказание постепенно смягчалось. Наименее ретивые участники восстания были отнесены к 9 разряду, им полагалось лишь поселение, без каторжных работ.
Вообще, исследователи отмечают, что суд над декабристами, проходивший без их участия, отличался неразберихой во мнениях, неопределенностью вопроса о наказании обвиняемых, а многие чиновники настаивали на наиболее суровом решении, поскольку боялись быть заподозренными в сочувствии к мятежникам.
Их повесили
13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости были повешены пять лидеров восстания. Им досталась унизительная для аристократов и военных казнь, которая обычно применялась в отношении разбойников. Но приговоренных не сварили заживо в котле с кипящей смолой и не четвертовали, как полагалось поступать с бунтовщиками по закону.
Впрочем, русская общественность все равно была шокирована. Об этом известный публицист Дмитрий Шерих написал в книге «Город у эшафота. За что и как казнили в Петербурге» (Москва, 2014 г.).
«Смертных казней в Петербурге не было шесть десятилетий; целые поколения выросли и состарились с мыслью о том, что в столице России теперь не ставят эшафотов, не рубят голов и не вешают преступников. Тем сильнее поразила современников трагическая развязка восстания декабристов, осмелившихся дерзнуть на устои самодержавной власти», – отметил Д.Ю. Шерих.
О котле с кипящей смолой как вполне законной перспективе для осужденных мятежников, никто не вспоминал. Но казнь через четвертование официально значилась в приговоре. Впрочем, это лишь позволило императору Николаю I проявить милосердие, заменив мучительную смерть на сравнительно гуманную.
Свод законов Российской империи, отменивший многие устаревшие уложения и другие правовые акты, был принят лишь в 1833 г. Этот документ запретил зверские виды казни, допустив применение высшей меры лишь за наиболее тяжкие преступления.
Читайте наши статьи на Дзен