Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-09-26 08:00:36

Почему первооткрыватели Аляски обнаружили там русское поселение

Официально за право называть первооткрывателем Аляски борются две исторические персоны: Витус Беринг и Михаил Гвоздев. Однако, когда эту территорию стали изучать серьезнее, стало ясно, что ни первый, ни второй не могут претендовать на это звание.

«Первооткрыватели»

Вокруг открытия Аляски ходит много мифов и легенд, существует много различных версий, кем и как была открыта эта земля. По одной версии, первооткрывателем Аляски в 1741 году был мореплаватель, офицер русского флота и по происхождению датчанин — Витус Беринг Ионассен. Открытие было совершено во время Второй Камчатской экспедиции, очертания берегов континента были нанесены на карту командой Беринга.

По другим данным Аляску впервые посетили в 1732 году Иван Федоров и Михаил Гвоздев в ходе экспедиции А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого на боте «Св. Гавриил», также имеются сведения, что по распоряжению капитана Д. И. Павлуцкого М. С. Гвоздев стал единоличным руководителем морского похода, а его действительным помощником был опытный мореход К. Мошков.

Кроме того, в научной литературе часто упоминается, что заселение Аляски русскими началось компанией Г. И. Шелехова в 1783-1784 годах. Но существует и совершенно иная версия, которая рассказывает о селении, появившемся еще в XVII веке.

Экспедиция Дежнева

В июне 1648 года началась экспедиция Семена Ивановича Дежнева и Федота Алексеевича Попова, которая преследовала в первую очередь промышленные цели. Экспедиция насчитывала порядка 90 человек, которые отправились на 7 кочах (морских суднах). Вскоре после начала экспедиции случился сильнейший шторм, из-за которого несколько судов было потеряно. Часть людей удалось спасти, некоторые погибли, других мореплавателей отнесло далеко от основных кочей, и после того, как шторм стих, команде не удалось их отыскать.

По одной из легенд морякам удалось выжить, они были отнесены к берегам Аляски, где и основали небольшое поселение, получившее название Кынговей.

Доказательства наличия поселения

В подтверждение этой легенды приводят слова участника северных экспедиций Якова Линденау, которые он оставил в труде «Описание о Чукотской земле, где оная имеется». Он говорил, что своими глазами видел, как жители крайнего северо-востока Азии с противоположной земли привозят русскую деревянную посуду. Также они поведали ему, что «русские к Большой земле пристали и там жить остались» и обзавелись семьями.

Спустя почти 20 лет на Аляску прибыл географ Николай Дауркин и местные рассказали ему о поселении с бородатыми людьми, молящимися иконам.

В 1763 году со слов эскимосов с Диомидовых островов на карту Аляски на берегу реки Хеуверен была нанесена русская крепость. Карта имеет название «Карта северо-восточной Азии и северной Америки», на данный момент находится в рукописном отделе библиотеки Академии Наук в Санкт-Петербурге. На карте есть важные особенности: среди защитников крепости на Аляске изображено несколько человек с розовым цветом лица, в отличие от эскимосов, у которых цвет лица темный. Ученые предполагают, что составитель карты таким образом подчеркивал наличие русских на Аляске.

Жизнь русского поселения

В 1779 году после появления у чукотских берегов экспедиции Кука к полуострову отправился казачий сотник Кобелев. Побывав на островах Крузенштерна и Ратманова, он узнал от местного старейшины, что на берегу Аляски в селении Кынговей проживают русские, умеют читать, писать и чтут православную веру, имеют густые и большие бороды, что очень не похоже на американцев, чьи бороды редкие.

Кобелев даже вел с русскими переписку, как выяснили ученые позже. Кобелев спрашивал у русских жителей американской земли, как они оказались в своем поселении, не были ли они в экспедиции Семена Дежнева. В ответ Иван Кобелев получил сообщение, что у них всего довольно, занимаются ремеслами, охотой и рыбалкой, взаимодействуют с местными жителями, но просили прислать железа, которого им не хватает для комфортной жизни. Также упоминалось, что у поселения есть кладбище в поле, где стоят «деревянные писанные дощечки». Данная информация упоминается в книге П. А. Словцова «Историческое обозрение Сибири».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: