Защитники Албазина: чем казаки удивили китайского императора Канси
Еще со второй половины XVII века русская крепость Албазин часто подвергалась атакам китайской армии. Но несмотря на постоянные конфликты, казаки раз за разом возвращались и восстанавливали поселение. Такое поведение не могло не удивлять китайцев. Император династии Цин Канси принял неожиданное решение — пленных казаков помиловать и даровать им привилегии.
Осада крепости
Как утверждают авторы сборника «Христианство: век за веком» (под редакцией Архиепископа Марка (Головкова), впервые русские появились в пределах Китая еще в XIII веке. Однако до XVII столетия эти отношения были эпизодическими. Тогда же начали происходить и первые политические конфликты, как, например, осада русской пограничной крепости Албазин в 1686 году, произошедшая по велению китайского императора. Защищал крепость казачий гарнизон. Борьба казаков с многотысячной маньчжурской армией шла с переменным успехом. И это при том, что казаки фактически не получали никакой поддержки из «центра».
Сергей Балмасов, автор книги «Белоэмигранты на военной службе в Китае», пишет о том, что после боев Албазин сжигали, но казаки возвращались на пепелище и восстанавливали заново крепость и другие поселения. Тем не менее казаков, о храбрости и мужестве которых ходили легенды, оказалось слишком мало для того, чтобы долго сдерживать огромные войска неприятеля. В конце концов албазинцы были побеждены Цинским Китаем. Остатки казачьего гарнизона с соборным священником Максимом были уведены в китайский плен. Албазин был разрушен, но столь упорная оборона крепости заставила Поднебесную отказаться от притязаний на другие российские территории.
Почетные пленники
В плену казаков приняли весьма радушно. Это было необычно, потому как, согласно восточной традиции, пленных или убивали, или продавали в рабство. С албазинцами же китайский император Канси поступил с точностью до наоборот. Дело в том, что правитель был наслышан о смелости и героизме, которые проявили казаки во время обороны Албазина. Ему было лестно видеть подле себя подобных храбрецов. Тем более, что Канси знал, что на родине казаков ожидает смерть, поэтому император решил, что лучше принять такую вольницу к себе на службу, чем бесконечно с нею воевать.
Так казаки были зачислены в китайскую императорскую гвардию в Пекине. Специально для них была создана Русская сотня в составе особо элитной части «Знамени с желтой каймой». Упомянутая часть считалась аристократической: она пополнялась исключительно за счет самых лучших и верных представителей маньчжурской молодежи и русских. Китайцев там не было. Как говорится в материалах научной конференции «Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия» (2002 год), император передал казакам для жительства земельный участок в Пекине, а прибывший с ними албазинский священник получил приход. Кроме того казаки были причислены к потомственному военному сословию, получили большое жалованье, бесплатное питание и место под кладбище.
Жители Китая, оставшиеся русскими
Одного только недоставало казакам – женского внимания. Действительно, среди пленных не было женщин. Именно по этой причине, как отмечает автор книги «Святая Русь. История русской нации» Святослав Галанов, вскоре албазинцы начали жениться на китаянках. Постепенно потомки казаков утратили и русские черты, и язык. Даже фамилии защитников Албазина переделали на китайский лад: Яковлев стал Яо, Дубинин – Ду, Хабаров – Хэ и так далее. Тем не менее албазинцы до сих пор считают себя русскими. Тем более, что они остались верны православию. В 1900 году, когда вспыхнуло знаменитое Боксерское восстание, перед албазинцами встал выбор: отречься от веры или подвергнуться гонениям. Большинство предпочли второе.
Между тем казаки все же ассимилировались с китайцами. Как утверждает Виктор Петров, автор книги «Албазинцы в Китае», этому в немалой степени поспособствовали события, происшедшие в Китае после Второй Мировой войны и захват страны коммунистами. Дело в том, что политика Мао Цзэдуна была направлена на полное искоренение всего иностранного. Да и российская Духовная миссия, которая после победы коммунистов в Китае перешла в ведение Московской патриархии, вскоре была закрыта. Но вопреки всему к 2000 году в Китае насчитывалось 250 албазинцев, пронесших православие через века. К сожалению, русским языком они не владеют, а православный храм со времен «культурной революции» появился в Пекине лишь в 2009 году. Он находится на территории Посольства Российской Федерации.
Читайте наши статьи на Дзен