Эксгумация Тамерлана и другие знамения, которые были перед 22 июня 1941 года
Великая Отечественная война столь тяжело повлияла на судьбы жителей СССР, что массовое сознание попыталась как-то обосновать гибель миллионов людей и другие беды, обрушившиеся на нашу страну. Причину войны искали в древних легендах и преданиях, обращаясь к мифологическому опыту предков. За знамения предстоящей трагедии принимали самые разные события и явления.
Зловещие знаки
Многие филологи, историки и этнографы в своих работах упоминают о том, что перед войной некоторые люди видели зловещие знаки, предвещавшие большую трагедию. Во время фольклорных экспедиций исследователи зафиксировали множество устных рассказов, повествовавших о подобных явлениях, произошедших в 1939 – первой половине 1941 г. В руки ученых также частенько попадали рукописные откровения о прозрениях православных старцев или сведения о неких преданиях и легендах, которые можно было связать с началом войны.
Филолог Александра Балашова проанализировала этот особый пласт мифологии в статье «Коммуникативная природа народных рассказов на примере текстов о Великой Отечественной войне в небесных знамениях», которая вышла в журнале «Коммуникативные исследования» (№ 1, 2014 г.). Автор обратила внимание, что подобные рассказы представляют собой некий сплав народной сюжетной прозы (быличек) и мистики, связанной с толкованием примет, видений и вещих снов.
Несмотря на коммунистическую пропаганду, в сознании жителей СССР прекрасно уживались как православные, так и языческие верования. Поэтому в качестве знамений предстоящей войны люди воспринимали и небесные явления, и случаи мироточения икон, и предсказания праведников, и нашествие насекомых, и странное поведение животных, и встречи с мистическими созданиями.
Часто сам факт начала войны связывали с каким-нибудь проступком конкретных людей. Православные видели в нападении гитлеровской Германии небесную кару за гонения на церковь со стороны советской власти, суеверные люди – нарушенное кем-то обещание, осквернение могил, или месть природы за какое-либо злодеяние.
Небесные явления
Накануне войны многие люди рассказывали, что на небе возникали необычные свечения, всполохи и зарево, огненные столбы и мистические фигуры. Это могли быть: всадник, красная корова, гроб, солдатский сапог, крест или свастика. Если учесть, что найти предзнаменование будущего на небе пытались даже древние люди, то можно сказать, что война затронула самые архаичные пласты массового сознания.
Так, в мае 1941 г. жители деревни Новопавловка Одесской области видели на небе две необычные тучки. Первая возникла с восточной стороны и внешне напоминала пионерскую символику (пылающий костер с тремя языками), а вторая появилась на западе – и это был знак свастики. Через 15-20 минут обе тучки растаяли, а некоторые взрослые решили: «Это не к добру».
А вот жители Октябрьского района Челябинской области в мае 1941 г. видели на небе два столба, между которыми располагалась тучка, похожая на солдатский сапог. Через месяц люди поняли, что предвещало это знамение: почти все мужчины ушли на фронт.
Интересный случай описала доктор исторических наук Елена Фурсова в статье «Чудесные видения/знамения накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», которая вышла в «Вестнике Томского государственного университета» (No 49, 2017 г.). Жители старообрядческой деревни Малая Бобровка Новосибирской области в 1940 г. видели, что «…на небе поднялись два огненных столба и они были в виде коней – как будто два огненных коня встали на дыбы друг против друга».
О необычном явлении рассказала и жительница г. Прокопьевска Кемеровской области А. В. Ушакова: «Вечером, в 10 часов, мы шли с тетей из бани. Я взглянула на небо и вскрикнула от испуга: там рубили друг друга саблями всадники на гигантских лошадях. Страшная схватка проходила в полной тишине и как бы при замедленной съемке».
В образах всадников очевидицы увидели две армии, которым скоро предстояло схлестнуться. А вот жители некоторых белорусских сел говорили об одном огненном всаднике, зловещая фигура которого появлялась на небе перед войной. Его обычно связывали с Георгием Победоносцем (СССР одержал победу) или с одним из предвестников Апокалипсиса, ведь слишком много человеческих жизней унесла война.
Иногда очевидцы рассказывали, что видели на небе красную корову, размахивающую длинным огненным языком. Ее появление язычники трактовали крайне негативно: как предзнаменование массовой гибели людей.
Встречные путники
Участники фольклорной экспедиции Института этнографии АН СССР, работавшие в Брянской области в августе-сентябре 1945 г., записали целый ряд оригинальных быличек. Эти тексты доктор филологических наук Ольга Белова проанализировала в работе «Рассказы о знамениях войны из Брянской области: к вопросу о типологии сюжетов», которая была представлена на II Международной научной конференции «Западный регион России в международных отношениях X-XX вв.» (Брянск, 2013 г.).
По словам исследовательницы, наиболее распространенным мотивом среди таких быличек является встреча обычного человека с неким мистическим созданием, которое предстает перед путником в образе голой женщины, старичка-лесовичка, русалки, необычного животного, плакальщицы или монахини.
Например, рассказывали о подобной встрече, которая в 1940 г. произошла с неким шофером в г. Бежице (ныне – окраина Брянска). Подъехал этот человек к мосту, а из-под него вышла голая женщина и попросила водителя купить ей платье. Но он не выполнил ее просьбу, а когда возвращался назад, машина заглохла на том же месте. Снова появилась женщина и спросила про платье. И шофер признался, что не купил его.
Тогда расстроенная женщина протянула к нему руки, в которых был хлебный колос и кусок мяса, и произнесла: «Вот что у нас будет. Вот мясо, будет сильное кровопролитие, а в этой руке колос – будет хлеба у нас много, но некому будет есть». Говорили, что этот шофер долго сожалел, что не купил платье для голой женщины.
А в другом подобном рассказе, едет шофер из Курска через лес и видит сначала мешок с зерном, потом ведро с кровью, а затем и плачущую женщину. Встреченный случайно маленький старичок объясняет водителю, что скоро случится большой урожай, да некому будет его собирать, потому что людей ожидает страшное кровопролитие. А плачущая женщина – это Богородица, которая печалится по всем погибшим.
Иногда в подобных быличках скорую войну предвещают волки, коршуны или змеи, убивающие других животных и птиц.
Проклятие Тамерлана
Древние предания о легендарных завоевателях прошлого – еще один пласт историй, объясняющих причину войны. Тем более, если потревожить прах полководца 21 июня 1941 г., как это произошло с Тамерланом.
Известный журналист Игорь Оболенский в своей книге «Четыре друга эпохи. Мемуары на фоне столетия» (М., 2013 г.) рассказал о беседе с непосредственным участником вскрытия мавзолея Гур-Эмир в Самарканде – кинооператором Маликом Каюмовым. Советских ученых, решивших вскрыть гробницу эмира Тимура и его ближайших родственников, предупреждали и местные жители, и грозные надписи, запрещавшие тревожить покой великого завоевателя. Но археологи и историки сочли эти предостережения пустыми суевериями.
Тогда М. К. Каюмов, который должен был снимать на камеру процесс извлечения останков, встретил в ближайшей чайхане трех старцев с древней книгой. В ней имелась запись на арабском языке, что если вскрыть могилу Тамерлана, то на волю вырвется дух войны. Малик Каюмович смог прочесть эту надпись, поскольку в школе изучал арабский. Он отправился к руководителям научной экспедиции, работавшим в мавзолее. Но ученые, встретившись со стариками в восточных одеждах, подняли тех на смех. Атеисты не верили ни в какие пророчества.
Видя, что ничего больше не поделать, старцы ушли, а работы в Гур-Эмире продолжились. Как же были шокированы участники экспедиции, когда на следующий день после вскрытия гробницы Тамерлана действительно началась война.
Надругательство над мощами
Впрочем, уже после Гражданской войны многие религиозные люди жили предчувствием надвигающейся беды. В народе настойчиво распространялись слухи о грядущем приходе Антихриста, ведь большевики разрушали храмы, притесняли священнослужителей, высмеивали верующих. Но самым большим кощунством, по мнению православных, было осквернение святых мощей. В этом действии атеистов религиозные деятели увидели предвестие многих несчастий, обрушившихся на нашу страну в ХХ в.
Кандидат исторических наук Павел Рогозный описал антирелигиозную кампанию в статье «Большевики и святые мощи», которая вышла в журнале «Новейшая история России» (том 10, No4 ,2020 г.). Ученый отметил, что в разных городах нашей страны атеисты вскрыли останки, как минимум, 66 святых, почитаемых православными. Сам факт такого надругательства над мощами стал тяжелым ударом для тысяч верующих.
Ходили разные слухи. Например, о том, что настоящие останки многих святых были тайно вывезены на запад, в основном, в Германию. Поэтому военная агрессия этой страны воспринималась некоторыми верующими как возмездие, постигшее всех атеистов.
Православные старцы
Историк Е. Ф. Фурсова в своей вышеназванной статье написала, что после 1941 г. среди верующих стали ходить переписанные от руки тексты, рассказывающие о пророческих видениях религиозных деятелей, святых старцев, которые своим особым духовным зрением сумели увидеть предзнаменования предстоящей войны. Например, это известные ученым рукописи «О Божественном спасении матушки-России», «О чудесном видении валаамскому старцу Михаилу о промысле Божьем в отношении русского народа», «О чудесах и знамениях недавнего и настоящего времени» и т. п.
В 2000 г. прихожанка Вознесенского собора (Новосибирск) Анна Максимовна, попросившая не указывать ее фамилию, передала исследовательнице Е. Ф. Фурсовой рукопись «О чудесном видении Валаамскому старцу Михаилу о промысле Божьем в отношении русского народа». В данном тексте говорится, что за месяц до начала Великой Отечественной войны монаху-затворнику в трех видениях открылось печальное будущее нашей страны.
Сначала он узрел, как Богородица, Николай Чудотворец и Иоанн Креститель просили Иисуса Христа уберечь Россию от грядущей войны. Но Спаситель отказался внять их мольбам, поскольку в нашей стране «… так велика мерзость и запустение, и развращенность нравов, упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония». Очевидно, речь шла о гонениях на церковь, учиненных большевиками.
В следующий раз за Россию просили только Богородица и Иоанн Креститель, но они снова ничего не добились. И только в третий раз, когда народной заступницей осталась только Святая Дева, Христос пообещал своей матери сохранить Россию. То есть, война воспринималась как кара Господня.
Читайте наши статьи на Дзен