Тайный царевич: был ли у Ивана Грозного старший брат
В XIX веке в Суздале этнограф Иван Токмаков записал легенду, что первая супруга князя Василия III Соломония Сабурова родила ребёнка в Покровском монастыре и отдала его в надёжные руки, а присланным от великого князя лицам сказала, будто ребёнок умер. Правда ли это?
Слухи о непризнанном первенце Василия III
В сентябре 1505 года старший сын московского великого князя Ивана III и великой княгини Софьи, наследник престола Василий-Гавриил, женился на дочери боярина Юрия Сабурова, Соломонии (Саломее). Это бракосочетание было обставлено доселе невиданным на Руси образом. В столицу было приглашено около 500 знатных девушек на выданье. На этом своеобразном «конкурсе красоты» «жюри», состоявшее из опытных повитух, отобрало в «финал» несколько десятков девиц, отличавшихся самым безупречным здоровьем. И уже из них наследник выбрал ту, которая ему больше всех понравилась.
Через три месяца Иван III отдал Богу душу, и его только женившийся сын вступил на престол, став великим князем под именем Василий III.
За 20 лет брака Соломония так и не родила ребёнка. Василий III решил развестись с супругой, заключить её в монастырь, а самому жениться на другой…
В 40-х годах XVI века пожилой австрийский барон Сигизмунд фон Герберштейн, отставной дипломат, составил свои «Записки о Московии». Переходя к окончанию правления великого князя Василия III, к которому он ездил послом в 1517 и 1526 гг., барон писал:
«Во время нашего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не желала показать его. К ней были присланы некие лица для расследования истины, но она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка; когда же он облечётся в своё величие, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва двояко гласит об этом».
Если верны те слухи, ходившие в русском обществе середины XVI века, которые засвидетельствовал Герберштейн, то у Ивана Грозного, сына Василия III от его второй жены, был старший брат по отцу, непризнанный первенец, имевший преимущественные права на престол. Могло ли такое быть на самом деле, и если так, что с этим братом стало?
Насильственный постриг царицы
Пострижение Соломонии в монастырь стало причиной крупного внутриполитического скандала, повлекшего опалу многих лиц. Намерение Василия III встретило оппозицию в придворных кругах и в духовенстве. Его назвали беззаконным князь Семён Курбский, князь Василий Патрикеев (инок Вассиан Косой), афонский старец Максим Грек. Но митрополит Даниил сказал, что берёт грех великого князя на свою душу и позволяет ему развестись. Было это в 1525 году.
Помощь великому князю в этом деле помогла митрополиту избавиться от церковной оппозиции, которую представляли те же Вассиан и Максим Грек. Оба были сосланы в дальние монастыри. Не исключено, что и смерть Семёна Курбского была приближена этим событием: его имя последний раз встречается в источниках в 1528 году.
Соломония не подчинялась решению о разводе, и посланный великим князем дворянин Иван Шигона бил плетью свою бывшую государыню. Митрополит Даниил лично совершал обряд принудительного пострижения. Соломония, как передавал Герберштейн носившиеся в русском обществе слухи, призвала Бога в мстители нанесённой ей несправедливой обиды. Развенчанную великую княгиню отправили в суздальский Покровский монастырь.
Ради кого развёлся Василий III
По всей видимости, развод великого князя был вызван не только бесплодием супруги и её уже немолодым (по тогдашним понятиям) возрастом (35 лет), но и новой пассией Василия III. Он, пожилой (как считалось) 46-летний мужчина, влюбился в 17-летнюю дочь одного из трёх братьев князей Глинских, бежавших из Литвы на Москву – Елену. Эта страсть была глубокой и неподдельной.
Историк Николай Костомаров писал: «Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий Иванович обрил для неё свою бороду, а это было большим уклонением от обычаев». Известно, что Василий III писал Елене нежные личные письма, когда находился в военном походе, что также было весьма необычным для домостроевских семейных отношений в Московской Руси. Проведённая реконструкция облика Елены Глинской (скончавшейся в возрасте 30 лет, как предполагается, от отравления), произведённая в 1990-е годы, подтвердила, что она была весьма красивой женщиной.
Правда, брак и с нею долго оставался бесплодным. Только в 1530 году Елена разрешилась от бремени будущим царём Иваном, а через два года у великокняжеской четы появился ещё один сын – Юрий. Этот глухонемой от рождения младший брат Ивана Грозного скончался своей смертью в 1563 году.
А был ли непризнанный старший брат?
В 1527 году Василий III построил в Москве по данному им обету церковь Георгия Победоносца. Никто не знает, с чем был связан этот обет, и есть вероятность, что великий князь, узнав о рождении Соломонией сына Георгия, замаливал тем самым свой грех. В то же время в ростовском Борисоглебском монастыре с 1558 года поминали «великого князя Юрия». Причём им не мог быть младший брат Ивана Грозного, так как тот умер пятью годами позднее.
Разбойник Кудеяр
Семейные тайны московских государей того времени представляют богатую почву для литературных фантазий. Так, основываясь на долгом отсутствии детей у Василия III не только в первом, но и во втором браке, можно предполагать, что Иван Грозный и его младший брат Юрий были в действительности детьми не Василия III, а кого-то другого.
В связи с этим можно обратить внимание на близость Елены Глинской с молодым князем Иваном Овчиной-Телепнёвым-Оболенским, проявлявшуюся ещё при жизни и ставшую всем очевидной уже после смерти Василия III. Сразу после внезапной кончины Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, в 1538 году, Оболенский был заключён своими врагами в тюрьму, где и умер… Но если верны эти подозрения, то бесплодным был сам Василий III, и тогда, если Соломония и вправду родила, то тоже не от великого князя.
А ещё в народе ходили легенды, что сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром… И многие странности в поведении Ивана Грозного легко объяснить, если предположить, что он всю жизнь боялся мести со стороны своего таинственного брата.
Читайте наши статьи на Дзен