«Корсунь — брал, Дюнкерк — не брал»: воевал ли Богдан Хмельницкий в Европе
24 августа 2019 года, в День независимости Украины, нынешний президент страны Владимир Зеленский в своей речи упомянул о том, что запорожцы под предводительством Богдана Хмельницкого и Ивана Сирко когда-то брали Дюнкерк.
Современная легенда
Четырьмя годами ранее киевский журналист Владимир Мулярчук поведал своим читателям героическую историю участия запорожских казаков в осаде и взятии города Дюнкерка в 1646 году. Тогда этот город как раз впервые вошёл в состав Франции, а до этого он находился в Испанских Нидерландах.
Франция и Испания в ту пору уже много лет вели изнурительную войну. Наёмников для неё искали по всей Европе. В 1644 году французский посол де Брежи прибыл в Варшаву просить помощи в войне у польского короля. Тут ему и посоветовали нанять запорожских казаков, известных своей храбростью и воинским искусством. Де Брежи лично встретился с Богданом Хмельницким, чигиринским сотником, бывшим тогда по делам в Варшаве, и подписал с ним договор о найме на службу 2600 казаков (1800 пеших и 800 конных) во главе с самим Богданом и Иваном Сирко. В следующем году Хмельницкий и Сирко выехали из Польши морем во Францию.
Далее решающая роль в поражении испанских войск и взятии Дюнкерка в октябре 1646 года приписывается ратному мастерству казачьих полководцев и мужеству казаков. О том, что вместе с ними там действовало более многочисленное французское войско, не упоминается.
«Жители Дюнкерка были удивлены шароварами и кривыми саблями запорожских рыцарей. Также французов поразило гуманное отношение чубатых мужчин как к пленным, так и к гражданским. Героизм и высокое мастерство казаков были высоко оценены французским командованием. За штурм Дюнкерка Хмельницкий, Сирко и другие старшины были награждены французскими орденами. После битвы Хмельницкий с частью казаков вернулся в Украину, а Сирко с большинством, согласно договору, ещё два года принимал участие в войне. Довольно интересно, что вместе с казаками участие в штурме крепости Дюнкерк принимал граф д’Артаньян – реальный прототип главного героя романа Дюма», – пишет украинский журналист.
Правда, д’Артаньян в то время ещё не стал графом, а население Дюнкерка составляли не французы, а фламандцы, но это к теме напрямую не относится.
Источники и версии
Свидетельства об участии запорожских казаков на франко-испанском фронте Тридцатилетней войны восходят к секретарю де Брежи – Пьеру Шевалье – издавшему в Париже в 1663 году книгу «История войны казаков против Польши». Тогда Европа была удивлена внезапным восстанием Украины против Речи Посполитой. Шевалье, как близко находившийся к предыстории этих событий, поведал и такой вот эпизод из истории запорожцев. В 1859 году он вошёл в книгу французского историка Арни Мартена «История Франции с древнейших времён до 1789 года».
Впервые в русской историографии данное событие было упомянуто в середине 19 века Николаем Костомаровым. Сейчас оно входит в программу украинских школ и, в частности, в учебник «История Украины: начальное пособие» Лановика, Матейко и Матисякевича.
После Второй мировой войны польский историк Збигнев Вуйцик и украинский советский историк Владимир Голобуцький подвергли эти свидетельства критическому разбору и утверждали, что данного эпизода не было. Де Брежи нанял якобы не запорожских казаков, а польскую наёмную пехоту. Под «шевалье де Сиро», упоминаемым во французских документах в связи с этими событиями, подразумевался не Иван Сирко, а француз, барон де Сиро.
«Корсунь — брал, Дюнкерк — не брал»
Богдан Хмельницкий был европейски образованным человеком своего времени с богатым жизненным опытом и широким кругозором. Он закончил иезуитский коллеж во Львове, воевал во многих войнах Польши с Турцией. Участвовал и в войне с Россией 1632-1634 гг., получив высокую награду – золотую саблю за спасение короля во время обороны Смоленска от русских войск.
После 1638 года, когда казаки потерпели поражение в ходе восстания под предводительством Павлюка (Хмельницкий как генеральный писарь казаков подписал тогда от их имени капитуляцию), запорожцы долго нигде не воевали. Им было запрещено даже ходить в разбойничьи походы на Крым, и они маялись от безделья. Нет ничего удивительного в том, что несколько тысяч таких солдат удачи с готовностью откликнулись на возможность где-то повоевать. Да и польской короне было важно пригасить очаг беспокойства на Украине, сплавить оттуда куда-нибудь особенно буйный элемент.
Богдан Хмельницкий вполне мог вести переговоры с де Брежи и подписывать договор о посылке казаков (правда, только своей сотни) во Францию. Хмельницкий в ту пору часто ездил в Варшаву, постоянно поддерживая политическую связь с королём Владиславом IV. Король хотел избавиться от опеки знати, установить свою абсолютную власть и рассматривал казаков как возможную опору для политического переворота. Хмельницкий хотел воспользоваться планами короля для расширения привилегий Войска Запорожского. Неожиданная смерть короля в 1648 году перечеркнула эти планы и, собственно, послужила причиной восстания Хмельницкого на Украине.
Мог ли Богдан Хмельницкий лично участвовать в походе во Францию в 1645-1646 гг.? Судя по тому, что известно о его интенсивных переговорах с королём и интригах на Запорожье, он не мог на такое долгое время – на целых полтора года – отлучиться из Речи Посполитой. А вот атаман Сирко — вполне мог.
То, что под «шевалье де Сиро» французские источники упоминают барона де Сиро, не выглядит правдоподобным, так как, щепетильные в вопросах дворянской чести, французы обязательно именовали бы соотечественника по титулу. Таким образом, есть все основания думать, что под искажённой фамилией здесь все же фигурирует запорожский кошевой атаман.
Следовательно, история с участием запорожских казаков во взятии Дюнкерка в 1646 году не выглядит неправдоподобной и источниками напрямую не опровергается. Правда, самого Хмельницкого там, скорее всего, не было. И роль небольшого отряда казачьих наёмников в этой войне, конечно, не могла быть решающей.
Читайте наши статьи на Дзен