Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-11-03 22:03:19
Ярослав Бутаков

Славяне и германцы: почему у нас так много общих слов

Не первый век подмечено, что многие слова, особенно связанные с домашним бытом или земледелием, у славян и германцев являются однокоренными. Начиная с XIX западные учёные, особенно немецкие, в первую половину XX  века, трактовали их как исключительно односторонние — мол, мы вас всему обучили. Как бы не так!

«Германцы — первые!»

Нередко это использовалось для «доказательства» тезиса об отсталости славян и о том, что цивилизацию, культуру и даже самое земледелие со скотоводством славяне узнали у германцев. Однако если отойти от такой предвзятой точки зрения, то чисто логически можно предположить, что, наоборот, германцы заимствовали эти слова, вместе с предметами, которые они обозначали, у славян.

В настоящее время наука отказалась от объяснений подобных параллелей простыми заимствованиями. Общность многих славянских и германских аграрных и бытовых терминов вызвана длительным соседством и тесным культурным общением этих народов в глубокой древности, а быть может – и генетическим родством. Ведь когда-то, весьма вероятно, все предки нынешних индоевропейских народов составляли один народ.

Общность слов

В начале ХХ века известный чешский славист Любор Нидерле в своих знаменитых «Славянских древностях» привёл немало однокоренных слов славян и германцев. Единство происхождения этих терминов ныне общепринято. Некоторые из них относятся к словам, издревле привычным для нас.
Прежде всего, это «хлеб». Нидерле считал это слово имеющим германское происхождение (ср. немецкое Laib – буханка хлеба) и происходящим у славян от готского hlaifs.

Немало общих славяно-германских слов имеют соответствия прежде всего в языке готов. Учитывая, сколь долго готы прожили в среде славян (эпоха Черняховской культуры на территории современной Украины, I-IV вв. н.э.), можно запросто предположить и обратное – заимствование готами части терминов у славян и последующее их распространение среди других германских народов в результате последующей экспансии готов в Западной Европе.

Однако разумнее не постулировать заимствований в том или ином направлении, а просто отмечать такую общность, как следствие долгой исторической близости.

Любопытно, что некоторые однокоренные с германскими слова из всех славянских языков удержались именно в русском. Так, общеславянским названием хлеба является «жито», было оно и в древнерусском языке.

Очевидно, некоторые такие слова общего для славян и германцев происхождения, заменившие затем в русском языке чисто древнеславянские понятия, долгое время бытовали на неофициальном уровне в каких-то древнерусских диалектах.

Общим является и понятие «изба» – германское Stube. Наиболее древняя его форма у восточных славян – истобка, истьба. Поскольку это слово у обоих народов означало помещение с очагом, можно, по аналогии, предположить, что в его основе лежит не германский, а славянский корень «истопить», то есть нагреть, натопить помещение.

Большой семантический круг понятий связан с корнем «град-/hrad-/gard-». У славян он включает в себя объекты, которые каким-то образом «ограждены» – это и город (град), и огород. Скандинавы называли город Gard (Новгород они обозначали Holmgard – «островной город»), а в норвежском языке слово Gord по сей день означает огороженную усадьбу.

Сад, который, кстати, в русском языке долго звался огородом, – Garten в немецком, и т.д. В огороде, как известно, растут овощи – ср. немецкий глагол wachsen «расти». При этом ограда это древнегерманское Tun – аналог славянскому «тын». Внутри ограды или тына может возвышаться «терем», он же Turm, откуда впоследствии наша «тюрьма».

Нидерле видел, например, заимствование из германских языков в славянские в слове «стрела». Но сочетание звуков «стр-» вообще типично для индоевропейских языков, особенно в корнях, обозначающих какое-то движение, действие, целеустремление, ср. напр. «стрежень» (англ. Stream), «страда», «острый» и т. п.

Единая прародина

В первые века нашей эры славянские и германские языки, по мнению большинства лингвистов, уже обособились друг от друга, и заимствования происходили из одного сложившегося языка в другой.

Благодаря этому не все однокоренные славяно-германские слова сохранились во всех языках обеих групп – некоторые народы, отселившись достаточно далеко от зоны взаимных контактов, остались в стороне от этих заимствований. Сама же эта зона была, как показывают данные археологии, в I-IV веков достаточно обширной, охватывая территории современных Польши, Украины, Белоруссии, возможно и ещё ряда сопредельных стран.

Древние славяне известны под именем «венедов», каковое имя, возможно, было в переиначенной форме взято германским (а может быть, и не только германским) народом вандалов. Какие-то группы славян, очевидно, участвовали в Великом переселении народов, входили в полчища гуннов, готов и других народов, прежде чем в VI веке обрели нынешнее название и стали организовывать самостоятельные походы на Восточно-Римскую империю.

Академик В.В. Седов разработал гипотезу о том, что венедами звалась ещё не разделившаяся древнеевропейская общность индоевропейских народов, оставшаяся в Центральной Европе после обособления индоиранской, греческой, фракийской, хетто-лувийской, армянской и тохарской групп.

В древнеевропейскую общность в III-II веках до н.э. входили предки италийцев, иллирийцев, кельтов, балтов, германцев и славян. Постепенно по её периферии стали формироваться названные отдельные группы.

Ядро древнеевропейской общности сохраняло относительное единство почти до конца I тысячелетия до н.э. Последними друг от друга обособились германцы и славяне. Причём славяне долго ещё сохраняли самоназвание венедов. Существование древнеевропейской общности академик О.Н. Трубачёв обосновал на подробном лингвистической материале.

Древнейшим археологическим свидетельством существования древнеевропейской общности, является, по-видимому, культура шнуровой керамики, иначе называемая культурой боевых топоров. Она существовала в конце IV – середине III тыс. до н.э. на обширном пространстве от Волго-Окского бассейна до Рейна и от Карпат до юга Скандинавии.

Восточным локальным вариантом этой общности, на территории нынешней Центральной России, была Фатьяновская культура. Среди её носителей также могли находиться предки как германцев, так и славян.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: