«Непризнанная древняя история славян»: с чем не мог смириться Ватикан
Хорватский учёный-монах Франо Орбин родился в 1563 году в независимом Дубровнике или Рагузе и более известен под своей итальянизированной фамилией Орбини. В возрасте 15 лет Франо стал католическим монахом ордена бенедиктинцев и принял имя Маурус (Мавро). Он проходил послушание в монастыре на далматинском острове Млет и впоследствии стал настоятелем этого монастыря.
В последние годы XVI века Орбини ездил в Италию, где близко познакомился с видным хорватским культурным и церковным деятелем, епископом Марином Бобальевичем. Бобальевич надоумил Орбина или поддержал уже возникшее у того намерение написать историю славянских народов с древнейших времён. Бобальевич щедро субсидировал работу Орбина, и тот посвятил книгу своему меценату.
В 1601 году книга Орбина «Славянское царство» была напечатана в городе Пезаро на итальянском языке. Всего через два года она была внесена римской курией в Индекс запрещённых сочинений, и все её экземпляры, до каких могла дотянуться рука инквизиции, были сожжены. Мавро Орбини скончался в своём монастыре в 1610 году.
«Нет ничего удивительного, мои благосклонные читатели, что славянское племя, ошибочно называемое ныне склавонским, не пользуется у историков той славой, которую по праву должно бы иметь, и его достойные деяния и славные походы сокрыты плотным туманом и почти погребены в вечной ночи забвения. Имея в избытке мужей воинственных и доблестных, не нашлось у него мужей учёных и образованных, которые своими писаниями обессмертили бы его имя. Другие племена, намного уступающие ему в своём величии, лишь потому пользуются ныне такой известностью, что имели учёных мужей, прославивших их своими писаниями», — такими словами Орбини предваряет свой труд.
О чём повествовала книга, названная аббатом с острова Млет «Славянским царством»? Примечательно, что современная историография придерживается в отношении истории славян той же событийной канвы, которую Орбини излагал примерно с VI-VII веков нашей эры. Однако она решительно отвергает все более древние построения автора.
По мнению Орбини, славянам не повезло в плане описания своей истории потому, что они были заняты в основном войной. «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию, Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Силезию, Чехию, Польшу и побережье Балтийского моря. Вторглись в Италию, где в течение длительного времени вступали в стычки с римлянами, иногда терпя поражения, иногда мстя им большими жертвами с их стороны, иногда заканчивая бой с равным преимуществом. Покорив, в конце концов, Римскую империю, они заняли многие из её провинций, разрушили город Рим, сделав римских императоров своими данниками, чего не смогло совершить ни одно другое племя в мире. Они овладели Францией, основывали королевства в Испании, и от их крови ведут свое происхождение благороднейшие роды».
Итак, падение Римской империи Орбини относит к деяниям славян. Но и это не всё, в чём его историческая концепция находит решительное противодействие у нынешних историков.
По мнению Орбини, из числа славян вышли такие народы, как «вандалы, бургунды, готы, остготы, вестготы, гепиды, геты, аланы, верлы, или герулы, авары, скирры, гирры, меланхлены, бастарны, певкины, даки, шведы, норманны, фенны или финны, угры или унграны, маркоманы, квады, фракийцы и иллирийцы. Были также и венеды или генеты, занявшие побережье Балтийского моря, и делившиеся на многие племена». Это те же венеты, считал Орбини, которые дали имя городу Венеция, а также были известны на побережье Бретани. Что касается известных в этом списке народов, то ошибка Орбини очевидна, но относительно древних мы не всегда можем его проверить. Мнение историков о германстве тех же вандалов или герулов – не более чем дань моде.
Историческое повествование Орбини начинается с выхода славян из Скандинавии. Скифы и сарматы тоже были славянами. Интересно упоминание об антах, которых большинство нынешних историков считает славянами. Сведения о них Орбини черпал из неизвестного ныне источника, называемого «Русскими хрониками» некоего Иеремии Русского.
В целом же, по Орбини, славяне предстают народом, составлявшим основную массу так называемого варварского мира античной Европы, хотя события до начала Средневековья изложены автором весьма кратко и отрывочно.
В самом начале своего труда Мавро Орбини приводит список из 280 различных древних и средневековых авторов, чьи работы послужили ему источниками для написания «Славянского царства». Большинство из них неизвестны нынешним историкам. По утверждению Орбини, сделанному в предисловии, он смог ознакомиться с этими книгами в богатой библиотеке герцога Урбинского в Пезаро. Из них напротив 13 имён стоит пояснение, что это запрещённый автор.
Орбини не делал секрета, что использовал, среди прочего, сочинения писателей, запрещённых римской церковью из-за их позиции в отношении католической религии. Автор не хотел, чтобы его обвинили в придумывании какой-то информации, поэтому он раскрыл все источники, какими располагал. Однако такая научная добросовестность и такая открытость имели наихудший результат, ведь именно включение имён таких авторов в библиографический список и послужило католической церкви формальным поводом запретить книгу самого Орбини.
Возможно, у Ватикана был и другой мотив: запретить распространение книги, повествовавшей о славянах как о древнем великом народе, ничем не обязанным романо-германскому миру. Но этого мы уже не узнаем, так как для запрещения сочинения Орбини был использован юридически безупречный предлог.
Один из случайно уцелевших экземпляров «Славянского царства» в 1705 году раздобыл и привёз в Россию уроженец Дубровника на русской службе Савва Рагузинский-Владиславич. Он преподнёс книгу в дар царю Петру I. Однако прошло время, пока занятый войной и государственными преобразованиями монарх обратил на неё внимание.
Достойно уважения, однако, что царь, за всеми своими многообразными делами, не забыл об этой книге! В 1722 году из печати вышел перевод «Славянского царства» на русский язык, причём предисловие к русскому изданию написал сподвижник Петра, известный просветитель, архиепископ Феофан Прокопович.
Но сочинение Орбини прошло как-то мимо внимания русской просвещённой публики. О книге Орбини как источнике не упоминали ни Василий Никитич Татищев, ни Михаил Васильевич Ломоносов – два величайших русских историка XVIII столетия, разрабатывавших альтернативу будущему официальному «норманизму». Итальянский же оригинал произведения был в России по-прежнему недоступен. Отдельным знатокам было известно сочинение Орбини, но не они определяли путь развития русской историографии.
Книга «Славянское царство» оказалась напрочь забыта отечественными историками почти до наших дней.
Читайте наши статьи на Дзен