Кулачный бой: какие правила перед ним соблюдали русские
Русская традиционная культура кулачного боя была далека от того облика «боевого искусства», который получил развитие в Китае и Японии. На Руси кулачный бой – это праздничная потеха, весёлая, хотя порой и кровопролитная игра, в которой участвовало всё здоровое мужское население. С целью регулярного участия в схватках русские мужчины поддерживали себя в хорошей физической форме, наращивали «силушку богатырскую». А значит, и в бытовых конфликтах они обычно могли постоять за себя. Будучи реликтом древнего обряда мужской инициации, русский кулачный бой сохранял ритуальные черты и подчинялся строгим правилам.
Подготовка к бою
Кулачные бои на Руси устраивались на праздники – они были приурочены к Рождеству, Троице, Масленице и другим торжественным дням. Готовиться к боям начинали за неделю или раньше. Мужчины договаривались, кто именно будет биться и против кого. Подтвердив своё участие в бою, человек старался больше разминаться в повседневной деятельности, уделял особое внимание физической работе. Основой рациона в этот период становились хлеб и мясо (если не шёл пост).
Непосредственно в день боя соблюдался запрет на алкоголь. Пьяные «биться на кулачки» не допускались. Да и сами бойцы понимали, что в нетрезвом виде они долго против противника не выстоят.
Существовали индивидуальные практики подготовки. Например, некоторые суеверные люди читали заговоры «на кулачный бой». Их повторяли по несколько раз, выставив вперёд кулаки – мужчины верили, что таким образом «наговаривают» в них особую силу. Для удачи в бою следовало умыться снегом или росой, а также подпоясаться ниткой. Эти обычаи сохранялись с дохристианских времён. Конечно же, подобная практика не поощрялась Церковью, но и сами кулачные бои также не получали одобрения священнослужителей.
Особым образом готовились к схватке знаменитые бойцы, на которых делались ставки. Как пишет этнограф Борис Горбунов, за два дня до поединка они ходили в баню, где «разминали силу» – им делали массаж. Обильно подкрепившись и выпив водки, боец больше не ел до следующего дня. Считалось, что набитый желудок мешает биться в полную силу. В фольклоре об этом говорится так: «выдержать сутки да голодного». Правда, за два часа до поединка бойцам всё же позволялось немного перекусить.
Перед началом схватки одна сторона должна была сделать вызов другой. Тем самым прилюдно подтверждалось добрая воля участников. Эта церемония сопровождалась дружескими объятиями и троекратными поцелуями. В действительности «на кон» бывало поставлено очень многое. Кулачный бой имел характер возрастного испытания «на прочность». Устраивались поединки молодых парней со взрослыми мужиками или «холостых» с «женатыми». Для юношей эта была возможность покрасоваться перед женским полом, показать «удаль молодецкую».
Некоторые бойцы исполняли перед соперником ритуальный танец, изображая медведя – он назывался «пляской горбатого». Очевидно, некогда страшный зверь был тотемным животным славянских племён, а пляска представляла собой попытку перенять его силу.
Соперники раззадоривали друг друга «похвальбой» – они хвастались силой и уверяли, например, что могут убить с одного удара. Конечно, это были несерьёзные, наигранные угрозы, а потому исполнялись они порой в рифму. В Смоленской губернии, например, бытовала такая присказка: «На одном кулаку семь вёрст проволоку». Вслед за этим начинались оскорбления и «задирания» противника.
Особым куражом считалось принять бой «на одну руку» – когда боец, уверенный в своих силах, позволял привязывать себе руку к туловищу кушаком.
Правила боя
В самом популярном виде боя «стенка на стенку» соблюдался порядок возрастания зрелищности. Сначала, «на затравку», в бой шли дети, потом по порядку подростки 10-12 лет, юноши 13-15 лет, «женихи» 16-20 лет, и, наконец, взрослые мужчины.
Главным правилом было не биться «по-увечному». По этой причине главные бои проводились зимой, когда соперников защищала плотная одежда. Бились только кулаками, без ударов ногами и подсечек (кроме заранее обговорённых «охотницких» боёв). Запрещалось проявление агрессии – соперники должны были биться «полюбовно», без злобы друг на друга.
«Конечно, были и такие случаи, когда в кулачном бою по неосторожности выбивали зубы и глаза, ломали носы, челюсти и рёбра, но это не было целью боя. И поскольку это было действительно предназначено для защиты общества в целом, жесточайше наказывали тех, кто вносил в потешный бой агрессивность, упивался чужой болью и унижением», – отмечается в книге Владимира Авилова и Сергея Харахордина «Игрища, борьба, кулачный бой на Великой Руси».
Если крестьянин получал тяжёлую травму, он становился обузой для односельчан. Поэтому выборные наблюдатели или старики, которые в прошлом сами бились на кулаках, зорко следили за соблюдением норм. Запрещались многие виды ударов: «бить под микитки» (под ребра), «сворачивать салазки» (челюсть), «бить по мусалам» (в скулу сбоку), «ставить фонари» и бить в спину. Позором для бойца считалось, если у него найдут какие-либо орудия или «заначки» (например, свинчатки) для утяжеления кулака.
Многие правила кулачного боя вошли в язык в виде поговорок. Например, «лежачего не бьют» – если боец садился или падал, противник дожидался, когда он встанет. Менее известно выражение «не бить мазку» – то есть противника, у которого выступила кровь. По сей день на слуху правило «двое бьются – третий не мешай» – правда, это относилось не к бытовой драке, как это нередко понимают сейчас, а именно к кулачному бою «сам на сам».
Читайте наши статьи на Дзен