Голова Бориса Годунова: почему невозможно восстановить внешность царя
Среди реконструкций внешности известных исторических личностей работы советского антрополога Михаила Герасимова не хватает одного экспоната — портрета царя Бориса Годунова. К сожалению, изготовить его нет возможности и здесь наука бессильна что-либо сделать.
Метод Герасимова
Попытки восстановления облика живших ранее людей предпринимались еще с середины XVIII века, но все они оказались неудачными. К 30-м годам XX века сложилось мнение, что череп сохраняет очень мало информации, поэтому по нему невозможно реконструировать индивидуальные особенности внешности. В лучшем случае – можно определить антропологический тип.
Легендарный советский антрополог Михаил Михайлович Герасимов наглядно опроверг это утверждение. Многолетние исследования антропологического материала помогли ему выявить ключевые особенности, которые позволяют воссоздать лицо конкретного человека. Ученый замерял толщину мягких покровов, изучал места крепления лицевых хрящей, связок и мышц, препарировал глазные и носовые области. Свои изыскания он изложил в 1955 году в монографии «Восстановление лица по черепу».
Для преодоления скептических настроений Герасимов неоднократно участвовал в криминалистических экспертизах. Он точно восстанавливал облик погибших людей по черепу и сравнивал свой вариант с прижизненными фотографиями пострадавших.
В 40-е годы Герасимова приглашают для антропологической реконструкции знаменитого полководца Тамерлана. Затем по личному поручению Сталина ученый восстанавливает облик прославленного адмирала Федора Ушакова. В 60-е годы успешно работает над воссозданием внешности Ивана Грозного и его сына Федора. После скоропостижной кончины Михаила Герасимова в 1970 году, дело его жизни продолжили многочисленные ученики.
Пропавшие черепа
Для понимания причин, которые помешали советским ученым реконструировать облик Бориса Годунова, стоит обратиться к работе над останками другого русского правителя – Ивана Грозного. При вскрытии его гробницы в усыпальнице Московского Кремля ученым открылась следующая картина. Царские останки размещались в белом саркофаге. Вытянутый скелет лежал на спине, при этом на нем сохранились истлевшие остатки монашеских одеяний. Но самое удивительное – на черепе невооруженным взглядом различались небольшие клочки бровей, усов и бороды. Хорошая сохранность останков, и в первую очередь черепа, помогли точно воссоздать облик русского правителя. Так потомки увидели лицо, перекошенное жестокой, брезгливой и неприятной гримасой. Таким нам и запомнился Грозный: с плотно сжатыми губами, нависающим крючковатым носом, выступающим вперед массивным подбородком.
А что же обнаружили советские антропологи, дважды приезжавшие в Троице-Сергиеву Лавру для вскрытия усыпальницы и изучения останков Бориса Годунова? Несколько фрагментов костных скелетов, принадлежавших членам семьи Годунова. При этом было невозможно понять, мужчине или женщине принадлежит скелет. В первую экспедицию 1945 года ученые якобы нашли фрагменты одного черепа. Во вторую, через два года, в усыпальнице и его не оказалось. Это поставило крест на замысле Михаила Герасимова воссоздать точный облик русского царя и помочь историкам приблизиться к разгадке фактов его биографии. Например, точнее определить, в каком возрасте Борис Годунов вступил на престол и на каком году жизни скончался.
Бедный Борис
Точно ответить на вопрос, когда именно был потерян череп Годунова, сегодня невозможно. Зато можно предположить, при каких обстоятельствах произошел столь трагический для потомков инцидент.
По официальной версии Борис Годунов умер в Москве 13 (23) апреля 1605 года. Как пишет в статье «Перезахоронение тел Бориса Годунова и членов его семьи в контексте идеологического противостояния в Смутное время» историк Игорь Тюменцев, первоначальным местом его погребения стал Архангельский собор Кремля, где покоились многие государи. Там же по завещанию самого Годунова его и похоронили. Занявший русский престол Лжедмитрий I обвинил Годунова не только в узурпации власти, но и в совершении тяжкого греха. Якобы царь лишил себя жизни намеренно, выпив яд. Лжедмитрий повелел вынести останки Годунова из Архангельского собора и перезахоронить как самоубийцу «за стеной» Варсонофьевского монастыря.
Годунову, его вдове Марии Григорьевне и сыну Федору нашлось место за оградой городского кладбища, где испокон веков хоронили тех, кто умер без покаяния. На «убогом» погосте лежали убийцы, безвестные нищие и странники, погибшие насильственной смертью и самоубийцы. Именно среди них Годунова с семьей похоронили второй раз. Исторического описания церемонии не сохранилось, поэтому остается лишь гадать, насколько бережно обращались с останками бедного Бориса люди Лжедмитрия.
Но на этом мытарства покойного государя не закончились. В период с 1606 по 1608 годы по инициативе Василия Шуйского останки царя и его семьи перенесли в Троице-Сергиеву Лавру. Этим шагом Шуйский пытался доказать законность своей власти и дискредитировать самозванца-безбожника Лжедмитрия. Шуйский даже привлек к третьим похоронам Годунова первого патриарха Московского Иова. Скорее всего, перезахоронение царя состоялось в феврале 1607 года. Останки царя несли монахи – и этим церковь снимала с него обвинения в самоубийстве и подтверждала, что перед смертью он принес покаяние и принял постриг под именем Боголеп. Останки Марии и Федора Борисовича Годуновых несли бояре, отдавая дань уважения царской фамилии.
До сих пор спорным остается вопрос о том, нашли ли Годуновы успокоение внутри Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры или их перезахоронили в специально построенной усыпальнице за пределами собора, замуровав саркофаги с внешней стороны одной из стен. В 1782 году произошел еще один инцидент – паперть Успенского собора то ли обрушилась, то ли была взорвана. В результате большая часть останков Годуновых была уничтожена. Неудивительно, что советским антропологам восстанавливать облик Бориса Годунова было попросту не по чему.
Читайте наши статьи на Дзен