Какие части Статуи Свободы на самом деле российские
Подаренная американцам французами прославленная статую Свободы, официальное название которой «Свобода, озаряющая мир», создавалась на протяжении 10 лет. Внушительные размеры этого памятника требовали большого количества строительных и отделочных материалов, часть которых, по мнению, определённого круга исследователей, могла иметь российское происхождение.
Символ независимой Америки
Идея художественного воплощения победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США 1861-1865 годах, принадлежала французскому политическому деятелю и мыслителю Эдуарду Рене Лефевру де Лабулэ, с которой он поделился со скульптором Фредериком Огюстом Бартольди.
Однако чёткого заказа на её возведение со стороны Лефевра не было, а засевшая в голове у Бартольди мысль, в конечном счёте, воплотилась в создание гигантской статуи, которая должна была стать подарком от Франции Соединённым Штатам Америки, приуроченным к столетнему юбилею подписания декларации независимости Америки в 1876 году.
По договорённости пьедестал под статую Свободы должны были возвести американцы, а скульптуру — французы, но, поскольку ни у одной из сторон не было достаточных средств для выполнения взятых на себя обязательств, пришлось прибегать к помощи благотворителей, устраивать сбор денег через аукционы, театральные представления, спортивные соревнования.
Создав макет медного колосса, Бартольди обратился за инженерной помощью к Гюставу Эйфелю, которому была поручена разработка массивной стальной опоры и поддерживающего промежуточного каркаса, предназначенного для свободного крепления медной оболочки.
По официальным данным общий вес бетонного основания статуи Свободы составлял 27 000 тонн, на связку каркаса было потрачено 125 тонн стали, а на обшивку — 31 тонна меди.
К слову, именно медь, по некоторым источникам, является связующим звеном между Российской империей и главным скульптурным символом США.
Российская медь
Огромная по меркам XIX века партия меди, требовавшаяся на облицовку дамы, символизировавшей торжество демократии, единовременно могла быть поставлена лишь с двух производств: норвежского рудника Виснес, расположившегося на острове Кармёй, и российских уральских заводов, принадлежавших семье Демидовых. На сегодняшний день не сохранился ни один документ, свидетельствующий о месте происхождения этой меди.
Исследователи, в 1985 году занимавшиеся изучением состава обшивки статут Свободы, пришли к выводу, что основная масса сырья по своим химическим свойствам схожа с тем, что добывалась на норвежском месторождении, где переплавкой меди занималась французская компания. Кроме того были обнаружены следы меди из испанского рудника Уельве, немецкого Мансфилда и британского Суонси.
Однако, историки-энтузиасты, полагают, что данные этого эксперимента могли быть искажены, чтобы в период противостояния между США и СССР не выяснилось, что центральный символ Америки, по сути, отлит из нижнетагильской меди.
В пользу этой версии говорит тот факт, что в 1870-х годах Российская империя была крупнейшим производителем меди в мире, а подавляющая часть уральских рудников принадлежала промышленникам из рода Демидовых. О нижнетагильской меди было известно в разных уголках планеты, её же ещё в 1834 году использовали при реконструкции кровли Вестминстерского дворца в Лондоне.
Заслуживает внимания и то обстоятельство, что на проходившей в 1867 году в Париже международной выставке, которая в сущности являлась самой обширный торговой площадкой того времени, демидовская медь была удостоена золотой медали. К слову, на европейских биржах высоко ценившаяся российская медь именовалась «Старый соболь», потому что на её клейме красовался именно этот зверёк. И было бы странно, если бы материал такого качества был проигнорирован французским скульптором Бартольди, тем более, что его коллега Эйфель при строительстве уже своей Эйфелевой башни в 1887 году активно использовал российский металл.
Учёный геолог-минералолог Миниахметов Муталов, как и работники Высокогорского горно-обогатительного комбината, тоже настаивают на том, что медь для статуи Свободы была куплена на нижнетагильских рудниках Демидовых.
Открытое в 1814 году на горе Выйской месторождение к 1850 году производило до 10 000 тонн меди в год, в то время как её главный конкурент — норвежская шахта Веснес демонстрировала показатель в 3000 тон. Кроме того, во Франции прекрасно знали о качестве и особенностях российской меди, ведь на уральских заводах Демидова стажировалось и работало немало французских специалистов, о чём свидетельствуют сохранившиеся в архиве XIX века контракты с иностранными гражданами. Достоверно известно, что администратором нижнетагильского производства был француз Бокар, а личным консультантом Демидовых выступал горный инженер Лепле, также имевший подданство Франции. Подобное тесное сотрудничество, безусловно, способствовало лёгкому налаживанию торговых связей и поставке металла на западный рынок.
Конспирологическая версия
Согласно конспирологической версии создание статуи Свободы было инициировано масонами по обе стороны океана, а поскольку владелец российских медных заводов Павел Павлович Демидов тоже принадлежал к их ордену, он совершенно спокойно мог получить заказ на столь масштабный строительный проект от своих соратников.
Украсив Вашингтон Капитолием и прочими памятниками с масонской символикой, члены нью-йорской Великой Ложи стали финансировать серьёзный проект по возведению грандиозного памятника.
Между прочим, 100 000 $ пожертвовал на монумент журналист Джозеф Пулитцер, который, по одной из версий, за своё ощутимое финансовое участие в этом деле попросил заложить в основании пьедестала записку со словами «русские иммигранты, еврей».
Что касается Павла Демидова, открыто подчёркивавшего свою принадлежность к масонам, и не отрекшимся от своих убеждений даже после устроенных против них императором Николаем I гонений, оказывается, он был лично знаком как с Эдуардом Лабулэ, так и с Бартольди и Эйфелем, которые также являлись масонами.
Но всё-таки нет
Несмотря на отсутствие достоверных сведений о том, была ли собрана статуя Свободы из листов демидовской меди, на сегодняшний день можно смело утверждать, что следов уральского металла на ней нет. Всё дело в том, что в 1985 году по случаю столетия данного монумента была произведена его грандиозная реконструкция.
В ходе ремонтных работ была полностью демонтирована и отправлена на переплавку первоначальная медная обшивка, а на её место установили новые листы, в которых уже точно не было ни капли русского материала.
Читайте наши статьи на Дзен