Массовые зрелища: как в старину развлекался русский народ
«Хлеба и зрелищ» – этот постулат всегда был актуален и для русского человека. Но как народ мог себя развлекать в отсутствие интернета и телевидения? Очень просто — каждое событие было своеобразным шоу, рассчитанным на публику.
И жнец, и чтец, и на дуде игрец
Скоморохи знали, как превратить серые будни в настоящий праздник. «Смехотворцы» и «гудошники» заражали позитивом всякого, кто, раскрыв рот, наблюдал за их фокусами. Недаром, их память увековечена на фресках 1037 года киевского Софийского собора. Разворачивали свои «шоу» скоморохи в местах скопления людей – на площадях, торжищах, ярмарках. Иногда приглашали артистов и на «корпоративы» в царские палаты.
Народная любовь к скоморохам не знала границ, что не удивительно – их «глум» в виде сатирических стишков и присказок был доступен и понятен каждому. А уж какие представления скоморохи устраивали: танцующие медведи, пляски на ходулях, акробатические трюки, фокусы, и все это под живой задорный аккомпанемент. И даже когда скоморох останавливался, его рот не закрывался – из него потоком лились скоморошьи небывальщины.
По улицам слона водили
В самых первых зоопарках содержались звери не для бесполезного созерцания, а для практических целей – их дрессировали и натаскивали для охоты. Во времена царствования Ивана Грозного особой популярностью пользовались медвежьи зверинцы и потешные дворы, на которых, надо заметить, устраивались совсем невеселые представления: зверей травили собаками, с ними боролись силачи. Чтобы сгладить неприятный осадок от увиденного, гостям иногда демонстрировали разных диковинных зверей и птиц. Устраивали зверинцы и после Ивана Грозного. Так, в 1620 году в немецком издании «История о Великом княжестве Московском» упоминается вырытый к югу от Кремля ров, в котором «князь держит львов, чтобы всякий, кому только угодно, мог смотреть на них». В 1671 году в Измайловском царском селе устроили сразу два зверинца: в одном содержались только волки, второй напоминал зоологический сад, наполненный бурыми медведями, оленями, кабанами, дикобразами, соболями, тиграми, барсами, рысями и львами. В 1812 году он был разорен при нашествии французов.
Солдатушки, бравы ребятушки
Что может быть отраднее, чем наблюдать за возвращающимися из похода доблестными воинами? После победы на Чудском озере Александр Невский и его войско триумфально шествовали в полном боевом облачении по Пскову. Парад сопровождал праздничный перезвон колоколов. Любил устраивать смотры войск и Петр I – сначала красиво маршировать стали солдаты «Потешного войска» юного владыки, затем в зрелище принимали участие гвардейцы царя. Одним из самых зрелищных парадов стала, пожалуй, встреча русских воинов после взятия крепости Нотербург 11 октября 1702 года. Мясницкую улицу столицы выстлали красным сукном, сам Петр катил в золоченой карете, за которой волочились знамена поверженных шведов. В XIX веке парады в русской армии стали не таким уж редким зрелищем. Зимой они проводились на Дворцовой площади Петербурга, весной солдаты переходили на Марсовое поле, а летом – в Царское село.
Стенка на стенку
Еще одним зрелищем были кулачные бои, при этом интерактивным – в любой момент желающий мог лично поучаствовать в действе. Первые упоминания кулачного боя находим еще у летописца Нестора в 1048 году, правда, с негативной оценкой — кулачные бои поставлены в один ряд с вредными для народа скоморохами, гуслярами и русалками. Кроме того, что кулачные бои, или «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», были превосходным зрелищем, которому большинство современных боксерских поединков в подметки не годится, это еще была своеобразная школа для русского воина, особенно молодого. Ну и, конечно, кулачный бой – отличная возможность разрядиться после тяжелых трудовых будней, выплеснуть дурь, прочистить мозги, проявить свою удаль и смекалку.
Созывать подружек в хоровод
Еще одним интерактивным зрелищем несомненно является хоровод. На Красную горку в «хождение под песню» вовлекались все без исключения: девушки и парни, мужчины и женщины, дети и старики. Хоровод – это не просто танец, это рассказ, это общение, это сама жизнь русского человека. С утра и до позднего вечера проигрывались 17 фольклорных песенных сюжетов, дающих полное представление о мировоззрении и духовных ценностях тех, кто хоровод затевал.
Честным пирком да за свадебку
Никому не придет в голову, наверное, сравнить свадьбу с оперой или театральной постановкой. А зря: известное всем присутствующим либретто, четкий сценарий, у каждого по ходу пьесы определена своя роль. Спектакль пошел не так, как запланировал предок-режиссер, считай, пропало – о счастливой супружеской жизни можно забыть. Свадьба на Руси уж точно являлась одним из самых доступных, проводимых четко по расписанию, зрелищных мероприятий. К тому же страсть поглазеть и обсудить невесту, как, впрочем, и жениха, существовала, похоже, во все времена.
Казнить нельзя, помиловать
На Руси зрителей на казни сгоняли в добровольно-принудительном порядке. Русский народ не столь охоч до наблюдений за муками других, как например, те же европейцы. Большинство преступников, подвергавшихся публичным казням, вызывали в народе жалость и сострадание. Вот, например, бунтовщик Степан Разин перед казнью попросил у народа честного прощения, а тот сразу в глубине души и простил в силу своей отходчивости. Другого разбойника – Емельяна Пугачева – москвичи встречали с любопытством и страхом. Смутьяна провели через толпу людей, заковали в кандалы и посадили на цепь у стены Монетного двора. На два месяца люди были обеспечены зрелищем – они с утра до ночи ходили смотреть на Пугачева, словно тот был диковинным зверем.
Читайте наши статьи на Дзен