«Выкресты»: каких людей на Руси так называли на самом деле
Мало кто в наше время слышал такое старинное слово как «выкрест». Однако, в старину оно широко употреблялось по отношению к некоторым членам общества.
История выкрестов в России
«Выкрестами» в дореволюционной России называли перешедших в православие из другой религии. Чаще всего так именовали крещёных евреев. Первые упоминания об обращении иудеев в христианство на Руси относятся ещё к XI веку. Летописи свидетельствуют, что преподобный Феодосий Печерский проповедовал учение Иисуса Христа среди киевских евреев.
Осенью 1648 года иерусалимский патриарх Паисий крестил несколько тысяч украинских евреев. Преподобный Паисий Величковский был правнуком еврейского купца Манди, перешедшего в православие в XVII веке.
Особенно часто евреи стали переходить в христианство в XIX – начале XX столетия, когда религиозную принадлежность перестали чётко соотносить с национальностью. В Российской империи вплоть до революции действовали ограничения на образование и другие права для иудеев. Ещё в эпоху Николая I около 30 000 евреев перешли в христианство. При Николае II православными ежегодно становились около 1 000 иудеев.
По царскому указу от 26 августа 1827 года идишеязычных евреев, проживающих в пределах черты оседлости, стали призывать в армию и отдавать в школы кантонистов. Они проходили обряд крещения, получая православные имена по святцам, а также фамилии крёстных родителей: например, Пётр Иванов, Григорий Степанов. Однако после выхода в отставку некоторые из них вновь принимали иудейскую веру.
В остальных случаях выкресты часто получали фамилии, образованные от названий животных и птиц – Галкин, Синичкин, Волков, Котин, Зайцев, тогда как в дореволюционной России люди простого звания чаще всего получали фамилии по имени отца. Крещёные евреи не хотели, чтобы их фамилия указывала на еврейское происхождение.
Однако с 1850 года произвольная смена фамилий для выкрестов была запрещена. Они стали получать христианские имена – Павел, Михаил, Николай, но фамилии оставались «родовыми» – Абрамович, Рабинович, Зильберштейн и пр.
Тем не менее на выкрестов тоже накладывали определённые ограничения. Например, им нельзя было служить в жандармерии или на флоте, с конца XIX века их запрещено было рукополагать в священники. В 1910 году был введён запрет на офицерские звания для крещёных евреев, а в 1912 году он распространился также на их детей и внуков.
Какие известные люди были выкрестами?
Несмотря на ограничения, известно немало выкрестов, достигших высоких постов и званий, в том числе и духовных. Так, архимандрит Нафанаил (Кузнецкий), бывший кантонист, от рождения звался Ицка (Исаак) Бородин. Он активно проповедовал православие среди иудеев и обратил в эту веру около трёх тысяч евреев.
В православие перешёл и дед знаменитого русского пианиста и композитора Антона Рубинштейна. Он не только крестился сам, но и убедил сделать это и других членов своей большой семьи.
Уже в зрелом возрасте, получив докторскую степень, стал православным Даниил Хвольсон, преподававший еврейский язык и библейскую археологию в Петербургской духовной академии. Он проделал огромную работу по синодальному переводу ветхозаветных книг с древнееврейского.
Известный историк Соломон Лурье крестился, будучи студентом Санкт-Петербургского университета. Принятие православия позволило Лурье остаться при университете в качестве «профессорского стипендиата».
Крещёным евреем являлся депутат дореволюционной Государственной думы II созыва от Харьковской губернии Моисей Деревянко, происходивший из крестьян-кантонистов.
Креститься пришлось русскому скульптору Марку Антокольскому, иначе его не приняли бы в Академию художеств. Но при этом он продолжал соблюдать шаббат и еврейские праздники.
В 10-летнем возрасте был крещён поэт Саша Чёрный (Александр Гликман).
Как иудеи переходили в православие?
Для перехода в православие в сознательном возрасте еврей должен был сначала изучить катехизис. При крещении он публично должен был объявить о своей вере в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа ради избавления всего человечества от грехов, а также признать его своим личным спасителем. После крещения евреи должны были вести себя так же, как и православные: носить нательные кресты, молиться, осенять себя крестным знамением, посещать богослужения. Хоронили выкрестов также по православному обряду на христианских кладбищах.
Поскольку иногда оказывалось, что переход в христианскую веру был лишь формальностью и совершался, например, из карьерных соображений, а на самом деле человек втайне продолжал исповедовать иудаизм, было принято 8-е правило VII Вселенского собора, в котором говорилось о том, что еврей может быть признан православным в том случае, если он примет православную веру от чистого сердца и торжественно отречётся от иудейского вероисповедания, признав его ложным. Так что помимо крещения еврей должен был пройти ещё специальный чин отречения от иудаизма.
Как относились к выкрестам иудеи и православные?
Сами иудеи называли таких людей «мешумади» («погубленные»). Понятие носило негативный оттенок, поскольку крещение еврея обычно сопровождалось его разрывом с иудейской общиной. Ведь крещёный еврей переставал соблюдать иудейские традиции, такие как кашрут и шаббат.
Бывали случаи, когда крещёный еврей порывал не только с общиной, но и с семьёй. Так, известный еврейский историк Ш. Дубнов разорвал отношения со своей дочерью Ольгой, вышедшей замуж за социал-демократа М. Иванова, которая вынуждена была креститься, чтобы вступить в брак с русским.
Судьба евреев, перешедших в православие, часто бывала нелёгкой. Иудеи считали их религиозными отступниками и даже порой антисемитами, а православные русского происхождения также не признавали за «своих» из-за их еврейской национальности. Именно поэтому многие из них так охотно восприняли революционные идеи, проповедующие отказ от любой религии вообще.
Читайте наши статьи на Дзен