«Приказ о депортации всех украинцев за Урал»: как появилась эта фальшивка
Опубликованная в 1998 году книга журналиста Феликса Чуева «Солдаты империи» поведала российскому читателю о том, будто 22 июня 1944 года Сталин одобрил приказ о выселении всех украинцев в Сибирь и Казахстан. Вождь-де был очень зол за убийство бандеровцами генерала армии Николая Ватутина и на продолжающиеся вылазки боевиков ОУН-УПА* против Красной Армии.
«Выслать… всех украинцев»
О том, что этот приказ был и уже начал выполняться, Чуеву якобы поведал ветеран НКВД Василий Рясной, служивший в 1943-1946 годах наркомом внутренних дел Украинской ССР и лично возглавлявший в тот период борьбу с бандеровцами. Первые пункты приказа, в изложении Чуева, гласили:
«Выслать в отдельные [так в тексте! – Я.Б.] края СССР всех украинцев, проживавших под властью немецких оккупантов. Выселение производить: а) в первую очередь, украинцев, которые работали и служили у немцев; б) во вторую очередь, выслать всех остальных украинцев, которые знакомы с жизнью во время немецкой оккупации; в) выселение начать только после того, как будет собран урожай и сдан государству для нужд Красной Армии; г) выселение производить только ночью и внезапно, чтобы не дать скрыться одним [так в тексте! – Я.Б.] и не дать знать членам его семьи, которые находятся в Красной Армии».
Под «документом» якобы стоят подписи наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берия и заместителя Верховного главнокомандующего маршала Георгия Жукова.
Хрущёв умолил Сталина?
Рясной, по словам Чуева, сообщил ему в дополнение следующее: «Я наметил активнейших врагов русского народа и советской власти — матерых волков. Несколько эшелонов мои молодцы заполнили и отправили. Но потом этот приказ вдруг остановился. В чём дело, сперва не знал ни я, нарком Украины, и никто не знал. Что-то произошло между украинскими начальниками и нашими настоящими руководителями, возникли разногласия, стоит ли этим делом заниматься.»
Чуев добавил свои рассуждения, проникнутые неприкрытым сожалением, что этот приказ не был выполнен до конца: «Говорят, украинские вожди бросились в ноги Сталину, умоляя его остановить выселение. И Сталин уступил».
Под «украинскими вождями» тут должен подразумеваться, в первую очередь, Никита Хрущёв, бывший тогда первым секретарём ЦК КП Украины.
Нацистская фальшивка 1944 года
Большинству читателей Чуева и по сей день невдомёк, что впервые текст этого «приказа» был опубликован 27 февраля 1992 года в газете «Лiтературна Украïна» как пример «зверств коммунистического режима» на Украине. И с этой публикацией была связана неприятная история. «Секретный приказ» якобы был обнаружен украинским историком Василием Марочкиным при работе с рассекреченными архивами.
Но уже в следующем номере, от 5 марта того же года, газета была вынуждена опубликовать опровержение, подписанное директором Центрального государственного архива общественных объединений Украины Романа Пирога. Выяснилось, что столь разрекламированное свидетельство «сталинского людоедства» было, на самом деле, агитационной листовкой гитлеровцев, распространявшейся летом 1944 года бандеровцами среди населения как освобождённых советскими войсками, так и ещё находившихся под германской оккупацией районов Украины!
Именно как образчик нацистской пропаганды «приказ» и фигурировал в архиве. Марочкин сознательно фальсифицировал сведения о нём, выдав за подлинный «секретный приказ» советского руководства.
Зачем Чуев солгал?
Феликс Чуев получил известность в 1990-е годы как пропагандист советского прошлого, особенно его сталинского периода. Как могло получиться, что он совершенно некритически воспроизвёл в своей книге гитлеровско-бандеровскую фальшивку? То, что Чуев воспользовался публикацией «приказа» в «Литературной Украине», явствует из двух отмеченных выше несуразностей текста: «отдельные» вместо «отдалённые» и нелепое в контексте слово «одним». Эти несуразности присутствуют в публикации 1992 года. Кстати, их наличие свидетельствует, что фальшивка составлялась людьми, плохо знакомыми с русским языком. И уже на основании этого признака можно было бы разглядеть в «приказе» вражескую фальсификацию.
За введение читателей в заблуждение этот автор, популярный в конце прошлого века, уже ответил перед Богом (Чуев скончался в 1999 году). Нам же следует иметь в виду, что все его книги того периода, представлявшие сборники бесед со знаменитыми в прошлом деятелями советской истории, вышли в свет уже после смерти почти всех личностей, чьи подлинные или мнимые высказывания и свидетельства там приведены. Это относится и к его первым книгам, создавшим ему популярность («Сто сорок бесед с Молотовым» и «Так говорил Каганович»), и к упомянутой книге «Солдаты империи». Рясной, на которого ссылается Чуев, умер в 1995 году. Поэтому пользоваться ими как историческими источниками следует с большой осторожностью, только если имеется возможность перепроверить содержащиеся в них сведения.
Почему Сталин не мог отдать подобный приказ
О том, что приказа о поголовном выселении на Восток СССР всех украинцев, проживавших под немецкой оккупацией, не могло быть в принципе, говорит не только его практическая невыполнимость. 30 миллионов человек это не несколько сот тысяч крымских татар, чеченцев и других народов, подвергшихся в конце войны массовой депортации.
Сталин как раз в это же самое время, в 1944 году, добивался от США и Англии расширенного представительства СССР в будущей ООН. Средством к этому стал допуск Украины и Белоруссии в ООН как самостоятельных членов организации, отдельно от СССР. Параллельно Сталин дал добро на создание отдельного МИД Украины, украинских национальных формирований в Красной Армии (как и национальных частей всех прочих союзных республик). Мыслимо ли, чтобы одновременно с этими шагами Сталин планировал депортацию целого украинского народа?!
Невозможно также допустить, чтобы Сталин мог одобрить такой приказ в порыве гнева, а потом, пожалев о своём шаге, отменить его. Импульсивные решения были совершенно не присущи Сталину. В этом советский вождь представлял полную противоположность Гитлеру. Германский фюрер, как свидетельствует, например, в своих мемуарах, его министр вооружений Альберт Шпеер, мог издать продиктованный эмоциями приказ, однако, спустя некоторое время, не составляло труда убедить Гитлера отменить его. Сталин же принимал решение только после тщательного обдумывания, и это решение было окончательным.
Так что, если увидите где-то упоминания про «приказ Сталина о депортации украинцев», помните, что это – фальшивка геббельсовской пропаганды 1944 года, которую 30 лет назад попытались реанимировать современные неонацисты!
* — организация, запрещенная в РФ
Читайте наши статьи на Дзен