Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-04-26 16:26:45

«Родина-мать зовет!»: кем на самом деле была женщина с плаката

Плакат «Родина-мать зовет!» относится к числу самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны. В первые же месяцы после нападения на СССР гитлеровской Германии он был напечатан огромными тиражами. Седая женщина с суровым взглядом и экспрессивно воздетой рукой встречала людей на вокзалах, призывных пунктах, в Домах культуры и других учреждениях. Открытки с этим плакатом в эпоху безверия были для многих красноармейцев чем-то вроде икон Богородицы: их носили в кармане гимнастерки, вешали на стены блиндажей и землянок. Описаны случаи, когда, отступая, солдаты забирали с собой и дорогой сердцу плакат, говоря при этом: «Маму нельзя здесь оставлять!»

История создания плаката

Автор самого известного агитационного символа Великой Отечественной – грузинской художник Ираклий Тоидзе. Он был потомственным рисовальщиком, учился в Тбилисской академии художеств, где преподавал и его отец. В Москву Ираклий Моисеевич перебрался в 1930-х годах. Он был известен как автор великолепных книжных иллюстраций. Когда началась война, он как раз работал над иллюстрациями к эпосу Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Сын художника Александр Тоидзе так передает историю создания плаката. Когда по радио прозвучало сообщение о начале войны, жена Ираклия Моисеевича Тамара вбежала в мастерскую мужа с восклицанием: «Война!» Выражение ее лица, трагический жест – рукой Тамара указывала на радиоприемник, откуда прозвучало сообщение, – так поразили художника, что он приказал жене не двигаться и сделал первый набросок. И уже на следующий день легендарный плакат был готов.

Тамара Тоидзе была в ту пору молодой женщиной, но художник сознательно состарил ее и придал ее лицу строгость матери, зовущей на битву своих детей. Жест – воздетая левая рука – характерен для целого ряда агитационных плакатов времен Первой мировой и других войн, однако в работе Тоидзе это движение не выглядит повтором, оно органично и чуть-чуть напоминает экспрессивную жестикуляцию грузинок. Одежда матери, ее красный цвет и силуэт, вызывает ассоциации и с красным флагом, и с одеяниями античных времен. В целом получился образ, безошибочно бьющий в самое сердце и поднимающий на битву лучше, чем сотня комиссаров.

Национальность женщины с плаката

Тамара Тоидзе не была грузинкой. Она родилась в Санкт-Петербурге, и среди ее предков, по словам сына Александра, были испанцы, поляки, цыгане, евреи. Тамара Теодоровна была редкой красавицей, принадлежала к «высшему свету» тогдашней Москвы и близко дружила с женой самого Л. Берии. Когда по радио передали сообщение о начале войны, Тамара страшно перепугалась за своих детей. Ее дочь от первого брака, в частности, жила не с ней, и поэтому она бросилась в мастерскую к мужу именно с таким выражением лица: надо что-то делать, спасать, бороться!

Но не стоит считать, что Тамара Теодоровна была единственной моделью для Ираклия Тоидзе. Александр Тоидзе утверждает, что в лице с легендарного плаката он видит некоторые черты их соседки по коммунальной квартире. Были случаи, когда в образе Родины-матери узнавали и других женщин.

Так кем же была по национальности Мать с плаката? Русские видели в ней русскую, украинцы – украинку, грузины – грузинку… Уникальность изображения в этом и заключается: едва ли не каждый советский солдат видел на этом плакате свою родную мать, зовущую его на бой.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: