Каких взрослых мужчин на Руси называли «детинами»
Понятно, что существительное «детина» имеет прямую связь со словом «дитя». Однако детинами русские называли вовсе не несовершеннолетних. Если рассмотреть цитату из сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок» с этой стороны, то выходит, что старший сын, который «умный был детина», наверняка не пользовался уважением среди сородичей.
Откуда появились «дети»?
Многие лингвисты сходятся во мнении, что слово «дитя» недостаточно жизнеспособно, так как сегодня оно редко употребляется и почти вытеснено существительным «ребенок». А вот в форме множественного числа «дети» в русском языке все-таки сохранились. Это слово восходит в старославянскому «дѣти». Примечательно, что аналогичным словом пользуются и украинцы (діти), и поляки (dzieci), и чехи (dítě), и словаки (diet’a), а старославянское «дѣти» сохранилось в отдельных говорах болгарского. Во всех языках существительное «дети» уже в древности приобрело одинаковое значение – «мелкие живые существа, дети, детеныши».
Как утверждала Роза Железнова, автор сборника «Вопросы русского языкознания» (1976 год), все эти слова восходят к индоевропейскому dhēi̯ — «кормить грудью, сосать». Аналогичного мнения придерживались и придерживаются до сих пор и другие лингвисты, в том числе известный ученый Макс Фасмер. Стоит отметить, что глагол «доить», а также существительное «дева» приходятся родственными слову «дитя». Недаром существительное «ребенок», которым сегодня заменяют устаревшее слово «дитя», со временем стало применяться для указания возраста, а вот «дитя» указывало исключительно на принадлежность к родителям.
Настоящие дети…
На Руси детство долго не длилось. Первый период жизни ребенка у русских назывался «младенчество » (или младенство). Младенцами называли детей до достижения ими возраста 7-8 лет. В данный период ребенка считали «неразумным» существом, то есть не умеющим осмыслить мир, в котором он живет. Для любого русского ребенка целью первого года было выжить, укорениться с помощью матери на земле. А вот все последующие годы младенчества ребенок должен был, по мнению крестьян, постепенно «оформляться» уже как человек: набирать силу и готовиться к настоящей взрослой жизни. К слову, в старину безгрешными считались дети до 12 лет.
Впрочем, такой возраст «безгрешности» легко объясним. Дело в том, что в прошлом окончательно взрослым человек становился лишь после вступления в брак. Так, если верить Татьяне Бернштам, автору труда «Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX-начала XX веков половозрастной аспект традиционной культуры», брачный возраст начинался у девочек именно в 12 лет. Девочкам младшего возраста русская церковь выходить замуж запрещала. Поэтому с этого момента девочки уже готовили себе подвенечные наряды. Тогда же некоторые (по современным меркам) дети его и надевали. Впоследствии брачный возраст повысился сначала до 16, а затем и до 18 лет. Так те, кого называли детьми, стали «старше».
…и детины
Однако «детина» был гораздо старше даже нынешних детей. По мнению В.В. Колесова, «детинами на Руси называли 50-летних мужчин, живших в доме отца, поскольку такой детина не начал жить самостоятельно». Таким образом, слово «детина» в данном случае имело уничижительный смысл (вспомним, что «дитя» произошло от индоевропейского «сосать, кормить грудью»). Впрочем, большинство экспертов склоняются к тому, что основной причиной для того, чтобы «детиной» стал взрослый мужчина, был все же имущественный критерий. Дело в том, что взрослость всегда предполагала определенную самостоятельность, но, оставаясь в родительском доме, дети не могли иметь права решающего голоса — вся полнота власти принадлежала главе семейства.
Поэтому раньше детиной считали человека, так и не сумевшего реализовать себя в качестве полноценного члена общества. Да и сегодня, услышав это слово, многие представляют здорового и сильного мужчину, не наделенного большим умом. Хотя авторы современных словарей все же склоняются к более позитивному значению уже ставшего разговорным существительного «детина». Так, советский лингвист Дмитрий Ушаков писал, что «детина – это рослый и сильный молодой мужчина». Аналогичного мнения придерживались и такие известные лингвисты как Сергей Ожегов и Сергей Кузнецов.
Читайте наши статьи на Дзен