История

«Ерихонская шапка» Александра Невского

Рассматриваем шлем благоверного князя

#Русские тайны

Иллюстрации: Федор Солнцев  |  2013-09-12 14:14:08

Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, из этого числа. Это, конечно, не Святой Грааль, но загадок в нем не меньше.

Красиво, очень красиво... Такой убор мог венчать голову Рюриковича, истинного Избранника. Все к одному: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, призванный дрогнуть руку врага с вознесенным мечом, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг – арабская вязь! На шлеме православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».

Историки и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков.

Согласно легенде шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями. Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Никакой модернизации здесь не было – шлемы на Руси было принято так называть, поскольку русские монархи со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным царем, взявшим Иерихон.

В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».

Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? По халатности? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. При царском дворе всегда было немало татар, знакомых с арабской каллиграфией.

Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем в употреблении у «басурмана»…

С большой долей вероятности царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». Но при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавалось какие-то магические свойства – этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами.

Об этом мы поговорим в следующих наших материалах.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2014-04-09 10:20:11
    владимир
    После Валерия Иванова ,добавить нечего
  2. 2013-10-22 08:36:16
    Валерий Иванов
    Не надо перевирать историю. Просто надо знать факты: "Один из шлемов, хранящийся под инвентарным номером 4411, рассматривается как один из уникальных образцов оружия средневековых мастеров. Практически во всех книгах и брошюрах, посвященных коллекции Оружейной палаты, обязательно отмечается этот шлем и дается его изображение. Даже человек, всего лишь поверхностно знакомый со средневековым оружием, тут же определит его как шлем явно восточной работы, причем из региона Передней или Средней Азии, или Ближнего Востока. До середины ХIХ века он выставлялся в музее под следующим названием: "Шлем Александра Невского. Из красной меди, с арабской надписью. Азиатская работа времен крестовых походов. Теперь находится в Московском Кремле". Естественно, никому и в голову не пришло поинтересоваться, как на голове у православного князя, впоследствии канонизированного и причисленного к лику святых, вдруг оказался шлем с арабскими (как впоследствии было установлено, с кораническими надписями)? Под этим же названием его показали в книге "История человечества", изданной в конце ХIХ века в Дрездене. Проведенные после второй мировой войны исследования технологии его изготовления показали, что шлем относится к началу ХVII века, а потому никакого отношения к Александру Невскому или к эпохе крестовых походов иметь не может. Тем не менее русским историкам, пусть и советской эпохи, было жалко вычеркивать такой образец оружейного и ювелирного мастерства из списков творений русского народа, а потому во всех работах он стал преподноситься как "шлем булатный царя Михаила Романова, работы мастера Никиты Давыдова, 1621 год". Наиболее подробно его описывали Ф.Я.Мишутин и Л.В.Писарская, последующие авторы (И.Бобровницкая, Н.Вьюева и др.) лишь пользовались их описаниями. Обратимся к их работам. Так, Ф.Я.Мишутин пишет: "По древним надписям булатный шлем царя Михаила Романова называется шапка ерихонская. Общая форма шлема - традиционно восточная, но красиво усложненная и по-русски смягченная, в очень плавных пропорциях. Традиционный русский орнамент уживается с искусными арабскими надписями, коронами с восьмиконечными русскими крестами на них: если сравнить его с лучшими по тонкости работами восточных и западных ювелиров и оружейников того времени, то, безусловно, первенство оста- нется за высокой техникой, чувством меры и художественным замыслом златокузнеца Никиты Давыдова" (цитата из работы: Мишуков Ф.Я. Золотая насечка и инкрустация на древнем вооружении. Государственная оружейная палата Московского Кремля. Сб. научных работ по материалам Государственной оружейной палаты. Москва, 1954, с.115, 129). Как видим, исследователь указывает, что шлем в древних источниках обозначался как шапка ерихонская. В вышеуказанной книге на странице 561 автор дает примечание: "Установить вполне точно происхождение названия "шапка ерихонская" не удалось". Полагаем, в этом случае г-н Ф.Мишутин просто покривил душой, так как термин ерихонский, иерихонский давно и прочно засел в русской средневековой литературе как символ ближневосточного, палестинского (вспомним, к примеру, "иерихонскую трубу"). В описании шлема автор использует не совсем понятный термин: "по-русски смягченная форма". Вероятно, он очень хотел, чтобы зритель, увидевший восточную форму шлема, не подумал бы, что шлем восточный, и поэтому дал столь оригинальное дополнение. Далее автор говорит о "традиционном русском орнаменте" на шлеме. Мы специально увеличили изображение орнамента, чтобы читатель, взглянув на него, сам ответил бы на во- прос: а является ли этот орнамент "традиционно русским"? Ведь до сих пор такой орнамент указывался как "восточный орнамент с растительными мотивами". Далее автор, описывая, как "традиционно русский орнамент" уживается с "искусными арабскими надписями", не делает того, что должен был сделать даже студент исторического или востоковедческого факультета: он не пытается объяснить, что гласят арабские надписи. Ведь арабский язык, к счастью, не относится к категории мертвых языков, да и сохранность шлема позволяет прочитать надпись. И тем не менее Ф.Мишуков, метр Оружейной палаты в деле описания орнаментов и инкрустации на предметах оружия, так оконфузился. И, наконец, автор, с облегчением закончив описание, отдает пальму первенства "златокузнецу Никите Давыдову". Однако он не говорит, почему он решил, что шлем изготовлен именно этим человеком. Забегая немного вперед, скажем, что Ф.Мишуков и не мог этого сказать, просто потому, что на шлеме нет имени Никиты Давыдова, как нет имени и какого-либо другого русского мастера. Теперь обратимся к описаниям Л.Писарской, которая, отличаясь большой трудоспособностью (большинство книг и брошюр популярного характера по материалам Оружейной палаты изданы под ее именем), к сожалению, не отличается дотошностью исследователя. Она пишет. ""Особого внимания заслуживает шлем работы златокузнеца Никиты Давыдова, уроженца древнего города Мурома. По тонкости работы и художественному замыслу шлем превосходит лучшие изделия восточных и западных ювелиров того времени. Он покрыт золотым узором, в котором традиционый русский орнамент искусно сочетается с арабскими надписями" (далее она дословно повторяет высказывания Ф.Мишукова) (Писарская Л. Оружейная палата. Москва, 1975, с. 30). Как видим, оба автора, считающиеся авторитетами по оружию Оружейной палаты, пытаются убедить всех, что шлем изготовлен никем иным, как "златокузнецом Никитой Давыдовым". Ф.Я Мишуков, вероятно, для того, чтобы полностью устранить у читателя подозрение в обратном, даже счел необходимым еще раз отметить: "Шлем сделан Никитой Давыдовым, учившимся у искусных бронников старшего поколения, мастеров Оружейного приказа". Кажется, он боялся, что вдруг кто-то решит, что Никита Давыдов брал уроки у восточных мастеров и потому решил обезопаситься и с этой стороны. Теперь постараемся обратиться к фактам. Как известно, прием украшения оружия золотыми и серебряными узорами идет с Востока (кстати, это не отрицает и Ф.Мишуков на странице 118 своей статьи). Более того, неоспоримым яв- ляется и тот факт, что в римскую эпоху такого рода оружие называлось барбариум опус (работа варваров), дополнительно указывая, что имеется в виду Азия. Данный термин применялся и в средние века и лишь благодаря арабам, владевшим Южной Испанией, образцы этой техники стали распространяться в Европе. Название (ерихонская), форма (сфероконическая), составные части (козырек, наносник в виде стрелки, науши, назатыльник), орнамент (восточный растительный), техника исполнения - все это говорит о восточном характере шлема. Что же касается надписей на арабском языке, то Носовский Г.В. и Фоменко А.Т. указывают, что они коранические (!). Это, бесспорно, доказывает, что шлем именно восточной работы, ведь не мог же Никита Давыдов делать для православного царя шлем с надписями из Корана. В таком случае возникает вопрос: а почему историки (Мишуков и компания) решили, что шлем изготовил Никита Давыдов, да и кто это такой? Ответ на этот вопрос можно найти в самих русских исторических документах. Так, в "Приходно-расходной книге Казенного приказа" в документе от 18 декабря 1621 года имеется запись: "Государева жалованья Оружейного приказу самопальному мастеру Никите Давыдову поларшина (далее следует перечисление тканей, которые надо выдать мастеру), а пожаловал его государь за то, что он и венцы, и мишени, и науши наводил золотом". Примечательно, что в цитируемом документе речь именно о том шлеме, который ныне выдают за работу Ни- киты Давыдова. Об этом документе известно и Ф.Мишукову (с.116 его статьи) и Л.Писарской (с. 30 ее книги). Проанализируем документ. Для того, чтобы читателю было понятно, о чем идет речь, укажем, что термином "венец" обозначался верх шлема, термином "мишень" - картуши и отдельные орнаменты за пределами единого рисунка, термином "науши" - пластинки для защиты ушей. Термином "самопал" обозначался один из первых видов огнестрельного оружия, ствол которого богато декорировался. Таким образом, становится ясно, что мастер по орнаментации стволов огнестрельного оружия Никита Давыдов получил задание навести золотом узоры на детали шлема, с чем он справился, за что и был награжден царем. Иными словами, он не изготавливал (!) шлем, а наводил на него узоры, ве- роятно, те самые короны и православные кресты, на которых так рьяно акцентировали внимание Нишуков и Писарская. Вот почему на шлеме нет его имени. Вероятно, он же установил каплевидное навершие наносника с изображением православного святого (навершие уж никак не вписывается в общий характер всего орнамента)".
  3. 2013-10-18 15:38:57
    русский
    "Дорога ложка к обеду". На смену стройному монолиту официальных версий пришла бойкая "базарная" разноголосица. Почему сейчас? Для меня величие подвигов Александра Невского не подлежит сомнению. Носил ли он "шапку иерихонскую", не носил ли; его это шапка или потом "подбросили". Суть этих "сплетен в виде версий"- снизить величие достижения Невского до "базарного" уровня, до безконечных разборок типа "А ты кто такой?" Шуры Балаганова и Паниковского.
  4. 2013-09-14 22:54:45
    Андрей Четкасов
    каждый правитель под себя историю пишет...
  5. 2013-07-03 22:56:57
    Andrew Pavlovsky
    ВС детства читаю про эти загадки. "Отгадки", всё-время, меняют направленность, но полная чушь остаётся полной чушью. Александр Невский скончался(!) в 1263 году. А Ислам был принят Улусом Джучи (Золотой ордой) в 1312.. Даже, наиболее раний эпизод принятия Ислама монголами относится к 1295 году (Улус Хулагу). Книжки бы, что ли, почитали, прежде чем тайны загадывать/разгадывать)))
    • 2013-10-03 12:31:39
      Ігор Терещенко
      В 1312-м ислам бьіл принят как официальная религия Джучи. Еще в 922-м году до образования улуса Джучи Волжская Булгария приняла ислам. А сам Чингиз-Хан настаивал на сохраниении многорелигиозности своих подданньіх.
    • 2013-07-17 12:51:44
      Фома
      ислам на территории современной России с 10 века задолго до Орды, со времён Великой Болгарии со столицей в Башту (матери городов русских Киеве) т.е. более 1100 лет, так что нет ничего удивительного в этих загадках, которые явились результатом церковных исторических новоделов, и то что на шлемах и монетах исламские надписи и в языке тюркские корни, только подтверждает нашу самобытность и наше право именоваться Великим народом, сформировавшим общее этнокультурное Евразийское пространство России, кстати можно так же упомянуть об арабском и тюркском происхождении слов рубль, язык, брат и т.д.
  6. 2012-11-26 15:35:46
    Tanja Komaroff
    Я бы хотела отметить два момента. Во-первых, история не всегда такова как нам о ней рассказывают. Устоявшихся стереотипов и сказок далеких от действительности история знает немало... Так очень сильные сомнения вызывает историческое значение Александра Невского и его "побед". Источников много, вот на вскидку http://newsland.com/news/detail/id/280251/ Он не то, что спасал Русь, а он именно что не противился Батыю, словив коньюнктуру и этим не только спасся, но и преимущество перед другими получил. К слову сказать, не он начал, а его батько Ярослав, на то он видать и "мудрый". За "благословением" Ярослав с сыновьями и в Орду поехал, на поклон к Батыю. Обвиняют их историки и в прямых доносах на конкурентов и в "подсидке" соперников и в уничтожении противников с помощью доносов. В результает чего приобрели они свое могущество и земли. Им были татарской рукой розданы "столы" по городам и Александр тоже в юном возрасте, если не ошибаюсь аж в 16 лет был посажен на княжение. Кто-то из историков утверждает, что Александр был удостоен даже звания "названного сына" Батыя. И если эту версию рассмотреть, тогда и шлем мог быть пожалован ему в стане Батыя, куда он регулярно на поклон ездил. Во-вторых, есть очень интересная версия, подкрепленная документами, что князья на Руси приняли ислам. Возможно отсюда высокие шапки бояр, одежда, арабская вязь на монетах и т.д. Кто-то из историков считает, что только народу, для большей покорности дали рабскую религию христианство. Кто-то считает, что и в народе ислам тоже был распространен. Вот например, стоит ознакомиться: http://detiboga.ru/groups/topic/view/group_id/165/topic_id/543 Ну тогда, чему удивляться, что на шлеме Александра Невского суры из Корана? В доказательство этой теории можно привести в пример монеты того времени: монета Дмитрия Донского с арабской надписью «Султан высочайший Мухаммед Узбек хан», монета Ивана III где имя царя нанесено арабской вязью, монета его сына Василия III где и более того арабской вязью нанесено "Ля илляха иль Аллах".
    • 2013-10-03 12:10:47
      Ігор Терещенко
      Во многом с Вами согласен. Но во многом вьі допускаете неточности. т.н. Невский не бьіл сьіном Ярослава ВОЛОДЬІМИРОВИЧА Мудрого, отец его Ярослав ВСЕВОЛОДОВИЧ. 2. "Во-вторых, есть очень интересная версия, подкрепленная документами, что князья на Руси приняли ислам". Не существует ни одного древнего источника указьівающего на исповедование в Руси ислама. Если Вьі, конечно, не имели в виду Московию. Что суть разньіе понятия. 3. А. Невский таки бьіл андой (кровньім побратимом) Сартака, сьіна Батьіевого. И все детство его прошло в ставке Хана. Об єтом все подробно описано в записках путешественника-миссионера Плано Карпини "Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus", которьій посетил Сарай-Бату и встретил там еще юного Александра сьіна Ярослава Всеволодовича, впоследствии Невского.
    • 2012-11-29 17:45:38
      Валентина
      для Tanja. Великий княже Александр Невский спас Русь, за что причислен к лику святых Русской Православной Церковью. Его предстояние пред Богом и сейчас Россию защищает. Не те Вы источники изучаете, к сожалению. Может Вы и с тем согласитесь, что наша страна фашизм не побеждала? Тому тоже есть множество "доказательств", этому детей во всем мире учат. Благодаря таким как Вы скоро и наши дети правду забудут. Стыдно должно быть.
Скрыть комментарии
Рекомендуемые статьи