Лишь бы против России: на что были готовы пойти поляки ради войны
Некоторые польские эмигранты в 19 веке хотели использовать частые русско-турецкие войны для борьбы за освобождение Польши от русского господства. Некоторые из них при этом, для более тесного сотрудничества с турецкими властями, не гнушались отрекаться от католичества и переходить в ислам.
Михаил Садык-паша
Наибольшую известность среди них получил Михаил Станиславович Чайковский, принявший на османской службе имя Садык-паши. Он родился в 1804 году на территории Российской империи, под Бердичевом, в шляхетско-казацкой семье.
«Странный был человек этот Михаил Чайковский, – писал про него Евгений Тарле в монографии «Крымская война». – Фантазёр, дилетант в политике и в беллетристической литературе…, временами увлекающийся польский патриот, временами совсем особого, оригинального типа украинофил, мечтавший о какой-то фантастической польско-украинской казацкой республике, человек с порывами благородства и вместе с тем способный иногда на неожиданные и очень некрасивые поступки… Чайковский очень любил вспоминать, что если по отцу он – польский шляхтич из западнорусского края, то по матери – прямой потомок украинского гетмана Ивана Брюховецкого».
В 1830-1831 гг. Чайковский принял участие в польском восстании и ушёл вместе с разбитой армией повстанцев за границу. В изгнании он стал одним из наиболее заметных деятелей и одно время был самым доверенным лицом признанного лидера польских эмигрантов Адама Чарторыжского.
Этот Чарторыжский был при Александре I министром иностранных дел Российской империи, заботясь, однако, не столько о российских интересах, сколько о восстановлении независимости Польши. Получив незадолго до вторжения Наполеона отставку, он копил раздражение против русских и в дни восстания возглавил польское Временное правительство, каковым продолжал формально руководить и в изгнании.
С одобрения Чарторыжского Чайковский направился в 1841 году в Турцию с целью склонить султанское правительство к поддержке «казацкого восстания» на Украине. Чайковский мечтал набрать, вооружить и заслать в Россию легион из потомков эмигрировавших в разное время в Турцию запорожцев и донских казаков-некрасовцев.
Про деятельность Чайковского узнали в России. После нескольких дипломатических представлений в 1849 году французский посол в Стамбуле отобрал у Чайковского французский паспорт. Чайковскому грозила высылка в Россию и царский суд. Тогда он прибег к отчаянному средству самозащиты: принял ислам и стал турецким подданным под именем Садык-паши.
Во время Крымской войны 1853-1856 гг. Чайковский попытался осуществить свою мечту и вступить на Украину во главе освободительного «Славянского легиона» под историческими знамёнами Войска Запорожского. Но затея обернулась полным крахом. Легион, едва превышавший 1500 человек (по некоторым сведениям, однако, его штатная численность достигала 15 000), так и не принял участия в боевых действиях против русских войск. Турки использовали его как полицейскую часть против недовольных османской властью румын, болгар и греков. Легион состоял на службе в турецкой армии до 1870 года.
Турки не доверяли Чайковскому, а он, в свою очередь, имел основания быть недовольным той жалкой ролью, которую отвели ему его нынешние хозяева. Когда же в 1869 году турецкое правительство возымело желание обратить в ислам солдат Славянского легиона, то Садык-паша содействовать этому не стал.
Он совершил ещё один неожиданный ход: обратился с личной просьбой о помиловании к российскому императору Александру II. В своём прошении Садык-паша обращал внимание, что он не примкнул к последнему польскому восстанию 1863-1864 гг. и не отправил туда ни одного своего солдата. Причина этого поступка Чайковского была в том, что ещё раньше, чем в турках, он разочаровался в политических способностях своих соотечественников.
В 1872 году русское правительство разрешило Садык-паше приехать в Россию. Потомок гетмана поселился в Киеве, беззастенчиво принял богатую пенсию от правительства столь поносимой им доселе «туранской Московии» и в том же году отрёкся от Мухаммеда, совершил епитимью и принял православие. Дважды вероотступник, так и не выбравший себе отечество, Михаил Чайковский покончил жизнь самоубийством на 82-м году жизни.
Юзеф Амурат-паша
Почти столь же известным польским мусульманином стал Юзеф Захариаш Бем. Он был родом из коренной Малопольши, из города Тарнува, в 18 лет участвовал в нашествии Наполеона на Россию и был награждён орденом Почётного легиона за храбрость в бою.
Польские войска, служившие Наполеону, были приняты Александром I, возжелавшим создать из них армию автономного Царства Польского под скипетром русского монарха. В 1830 году затея обернулась выступлением этой польской армии против России, но Бема к тому времени в армии уже не было. Однако вскоре после начала восстания он примкнул к нему в звании майора и в возрасте 36-37 лет принял участие во всех основных сражениях той польско-русской войны. Незадолго до окончательного разгрома повстанцев он успел получить чин бригадного генерала.
Революция в Австрии в 1848 году снова пробудила активность Бема. Он установил связь с вождём восставшей против австрийского владычества Венгрии Лайошем Кошутом и вскоре получил высокое назначение в его армии. В 1849 году в Венгрию на подавление революции по просьбе австрийского правительства были двинуты русские войска, и Бем уже в третий раз в своей жизни померился силами с россиянами.
Как и две предыдущие попытки, эта тоже оказалась для поляка неудачной. Несколько раз разбитый армией генерала Александра Лидерса, Бем бежал в Турцию. Здесь, чтобы избежать выдачи австрийскому суду, он принял ислам и турецкое подданство, став Амурат-пашой.
Амурат-паша мечтал, что когда-нибудь снова сразится с Россией за свободу Польши, но надеждам его не суждено было сбыться. Из-за настойчивых требований австрийского и русского правительств Порта отправила Бема подальше из Европы, губернатором в Сирию. Там этот борец за свободу успел отличиться на жандармской службе, кроваво подавив восстание местных арабов, прежде чем в декабре 1850 года умер от лихорадки, обычной для тамошнего климата.
Читайте наши статьи на Дзен