Все ради святыни: когда русским пришлось бомбить Мекку
Ни одному ваххабиту и в голову не мог прийти такой сценарий развития событий: русские «гяуры», летающие над священной Меккой. Причем не на прогулочном биплане или разведывательном самолете, а на бомбардировщике, с которого падают то бомбы, то гранаты, а то кипы листовок. Но как такое стало возможно?
Из таксистов – в летчики
Гражданская война в России выплеснула за пределы страны множество русских людей, почти все они были солдатами, имели боевой опыт и военные специальности. Даже лучшие из них влачили за рубежом жалкое существование и были легкой добычей для рекрутеров, ищущих наемников для ведения войн.
Как раз в 1921 году на Аравийском полуострове тлел военный конфликт: после того как арабы скинули османского иго, в Аравии возникло пять новых государств. Король государства Хиджаза Хусейн аль-Хашими объявил себя халифом на основании того, что владел Меккой, и попытался завоевать соседний султанат Неджд, но попытка не удалась – его разбили. После этого султан Неджда — представитель клана Саудитов, ваххабит Абдул ибн Абдуррахман попытался взять реванш. Конфликтующие стороны поддерживались разными европейскими державами, которые уже тогда были заинтересованы в нефти.
Аль-Хашими считал, что у него есть козырь в рукаве – во-первых, в его городке Джидда на аэродроме простаивали военные самолеты, а во-вторых, на его стороне были англичане.
Аль-Хашими знал, что появление ревущих машин в воздухе способно напугать ваххабитскую кавалерию на верблюдах и потрясти неграмотных солдат. Дело было за малым – нужны были механики и пилоты. Здесь произошла заминка: англичане наотрез отказались работать на полуострове – их не устраивали бытовые условия, старые самолеты и перспектива погибнуть.
Найти специалистов взялся английский дипломат и шпион — Лоуренс Аравийский (Томас Лоуренс), который для этого выехал в Каир. Выйти на нужных людей было несложно. После некоторых расспросов он сел в такси, за рулем которого находился бывший авиамеханик Российской императорской армии – некий Максимов. Лоуренс предложил водителю отобедать, и Максимов согласился. За обедом англичанин рассказал, кто ему нужен и для каких целей. Вечером состоялось уже настоящее собрание авиаторов, русские выслушали англичанина и согласились. Все решили большие деньги и обещание Аль-Хашими после войны подарить каждому русскому по куску земли и каменному дому.
Где наша не пропадала
Впрочем, во время вербовки Лоуренс и не заикался о боевых вылетах – русским предлагалось привести в порядок самолеты и обучить арабов летать. Возглавить авиаотряд согласился летчик Николай Широков, которому предложили месячное вознаграждение в 40 фунтов стерлингов золотом; Максимову предложили стать начальником механиков за ту же сумму, другим участникам авантюры обещали платить по 30 фунтов стерлингов – бешеные деньги по тем временам.
Задаток авиаторы получили в этот же вечер и назавтра отправились в Александрию, а оттуда на пароходе в – загадочную Джидду.
Разумеется, все оказалось не так радужно как расписывал англичанин, но людям без родины выбирать не приходилось. В Джидде они нашли неисправные самолеты – арабы были плохими механиками, а тучи песка из пустыни приводили узлы двигателей в негодность, обдирали краску и забивались в фильтры.
Отступать было некуда. Как пишет в статье «Русские шайтаны в небе над Меккой» исследователь Сергей Балмасов, авиаторы засучили рукава, за три месяца отремонтировали три самолета и стали обучать курсантов Хиджаза.
Но к концу года начальство стало настаивать, чтобы русские, как опытные пилоты начали разведывательные полеты над линией фронта. Это многим не понравилось и после первых вылетов несколько пилотов уволилось, но на замену им тут же были найдены другие наемники, двое из которых вскоре разбились.
Историк авиации Марат Абдулхадирович Хайрулин в своих работах пишет, что на стороне саудитов воевал однофамилец Широкова – Иван Иванович Широков. Этот лихой ветеран I Мировой и Гражданской войн, побывал летчиком в имперской России, служил красным, затем белым, но пережить войну Неджда с Хиджазом он не смог – в 1923 году попал в плен к хиджазским арабам и был убит.
Сражение за священный город
Согласно шеститомной «Истории Востока» издательства «Восточная литература», через три года султан Абдул ибн Абдуррахман перешел в наступление и разбил армию Аль-Хашими. К этому времени англичане отвернулись от короля, Аль-Хашими отрекся от власти в пользу сына Али, но было поздно. 13 октября 1924 года саудиты заняли Мекку, поставив Хиджаз на грань катастрофы. И тогда молодой король Али приказал бомбить Мекку.
Чтобы смягчить эффект от решения, один из духовных лидеров Хиджаза издал фетву, в которой русским разрешались бомбить столицу исламского мира, поскольку на это их «благословил король».
Конечно, «неверным» запретили бомбить город вблизи мечети Аль-Харам, где находилась святыня ислама – Кааба. От них требовалось распугивать вражескую кавалерию и бомбить места сосредоточения врага.
Главным героем бомбардировки Мекки стал полковник Широков. Авиабомб у арабов не было, поэтому на самолет грузили гранаты и самодельные бомбы из снарядов. Место наблюдателя оснастили пулеметом, и пулеметчик дополнительно поливал врагов огнем. Вскоре Широкова прозвали «шайтаном» – шум мотора и взрывы распугивали верблюдов, кавалерия Саудитов разбегалась, а вдогонку полковник метал им кипы листовок, призывающих сдаться.
Мекку бомбили три месяца, пока Николай Широков не погиб: 18 января 1925 года его самолет взорвался в воздухе. Возможно, сдетонировала бомба, но есть версия, что полковник стал жертвой диверсии и самолет был взорван специально.
Его останки были найдены в песках ваххабитами, которые отрубили белогвардейцу голову, насадили её на пику и показывали солдатам на позициях, поднимая их боевой дух.
Бомбардировка Мекки результата не дала – Хиджаз капитулировал в конце 1925 года. Али бежал в Ирак, а страна принесла присягу Абдул-Азизу ибн Абдуррахману ибн Фейсалу Аль Сауду – первому королю Саудовской Аравии.
Что стало с русскими? Судьба многих неизвестна. Капитан Бобров был пленен, воевал за ибн-Сауда, который продолжил завоевание Аравии; авиатор был убит арабами в пустыне. Попал в плен и механик Максимов. Правда, он остался жив и ремонтировал саудитам самолеты вплоть до 1934 года.
Читайте наши статьи на Дзен