Ядерная программа СССР: что в ней больше всего пугало американцев
В июле 1945 года, на неофициальной встрече Гарри Трумэн намекнул главе советского государства, что в США было создано некое оружие колоссальной разрушительной силы. Сталина эта «новость» с Потсдамской конференции совсем не впечатлила. Советская разведка действовала безукоризненно, и о ведущихся в Штатах работах «отец народов» знал давно. К тому же с 11 февраля 1943-го Советы и сами вплотную занялись ядерным проектом.
Разведка не дремлет
В конце 1941 года советские разведчики вышли на физика Клауса Фукса и нашли с ним общий язык. Фукс разрабатывал ядерное оружие для Великобритании и фашистской Германии. Ученый оказался крайне лояльным к Советскому Союзу и преподнес проект атомной бомбы буквально «на блюдечке». Сталин получил от Фукса 33 страницы машинописного текста.
Недостающую информацию удалось «выудить» из профессора Калифорнийского университета Роберта Оппенгеймера. 4 июля 1945-го советские разведчики доложили Сталину о готовящихся испытаниях ядерного оружия. В ноябре того же года агентурная сеть установила контакт с еще одним физиком, Нильсом Бором. Тот работал в рамках «Манхэттенского проекта».
В результате Союз получил полное описание нового оружия за 12 дней до того, как США завершило работы по его созданию. Иосиф Сталин лишь таинственно улыбнулся в ответ на потсдамское сообщение Трумэна о невиданном доселе вооружении.
Испытания в СССР
Получив такие ценные разведданные, Советы не собирались сидеть сложа руки. Ударными темпами — всего за 2 года — был отстроен Семипалатинский полигон. В строительстве задействовали 15 тысяч рабочих, а сам проект обошелся в 180 млн. рублей. Для того времени это был просто небывалый размах.
В укрытиях полигона построили амбразуры, через которые можно было наблюдать за ядерным взрывом. Какую он будет иметь мощь и чем может обернуться для испытателей, ученые пока не знали, поэтому решили перестраховаться. Обращенную к полигону стену командного пункта засыпали землей. Перископом наблюдателям пользоваться запретили.
Первые испытания превзошли все ожидания. Мощь взрыва оказалась такой сильной, что в командном пункте вынесло все стекла, а часть наблюдателей получила травмы слуха. Несмотря на причиненный ущерб, это была победа. Тысячи разработок и многолетний сбор разведданных не прошли впустую.
Роль Девятаева
Фашистская Германия тоже активно занималась аналогичным проектом, но еще в марте 1945-го потеряла значительную часть своих достижений. Тогда базу Пенемюнде, с которой немцы запускали ракеты Фау-2, разнесли в пух и прах бомбардировщики Советов и союзнической армии.
Информацию о ее местонахождении получили от русского летчика Михаила Девятаева. За месяц до разгрома Пенемюнде он угнал немецкий бомбардировщик «Хенкель» и сбежал из плена, доставив родной стране точные координаты военной базы.
Царь-торпеда
За созданием советской бомбы дело не стало. Проблема заключалась в другом: не было самолета, способного доставить ее на территорию страны противника. Самый мощный на тот момент Ту-4 по параметрам не подходил для трансатлантического перелета. Он был слишком тихоходным, нуждался в промежуточной заправке и был чересчур простой мишенью для американских истребителей F-86.
Советские ученые решили обойтись ядерными торпедами. СССР обладал в то время самым мощным подводным флотом, а транспортировка ядерного оружия на подлодках могла быть абсолютно незаметной для противника. Работы по созданию ядерной торпеды шли под началом физика Андрея Сахарова.
Он предложил доставлять 100-мегатонные бомбы на «Царь-торпедах» проекта 627. Эти громадные, 40-тонные боеголовки были специально созданы для транспортировки термоядерных зарядов к «дружественным» американским берегам. Взрыв бомбы вблизи побережья мог вызвать мощное цунами, которое накрыло бы все города далеко вглубь материка.
Царь-бомба
Помимо подлодок, планировалось все же использовать и воздушный флот. С этой целью 30 октября 1961-го была создана мощная «Царь-бомба», которую решили доставлять на ракетоносцах Ту-95. Испытания прошли на Новой земле, в районе полигона, известного под названием «Сухой Нос».
По достижении самолетом высоты в 9,5 км Царь-бомба была сброшена на парашюте. Пролетев 5 км, она, как и было запланировано, взорвалась. Мощность взрыва более чем впечатляла. Ядерный «гриб» взмыл в небо на 64 км, а в диаметре достиг 40 км. Взрывная волна чудовищной силы трижды опоясала Землю.
Самолет-носитель успел эвакуироваться на приличное расстояние (39 км), но и его порядком тряхнуло. Обшивка в некоторых местах просто оплавилась. Звуковая волна от взрыва Царь-бомбы достигла острова Диксон. Вспышку заметили в Гренландии и на Аляске. Радиосвязь на час пропала в радиусе 100 км.
На таком же расстоянии пострадали и животные. В основном, это были оленьи стада местного населения, получившие ожоги III степени. Испытания наглядно доказали, что применение одной Царь-бомбы могло бы уничтожить город, равный по размерам Парижу, за 1 секунду.
На грани ядерной войны с Китаем
Именно так охарактеризовал обстановку в 1969 году историк Лю Чэнь Шань. Ядерная война была предотвращена, как ни странно, только благодаря усилиям американского правительства. Все началось с мартовского конфликта (1969 г.) в районе приграничного острова Даманский. Москва взяла курс на устранение «китайской угрозы», о чем вскоре получил сообщение и Вашингтон.
Госсекретарю Генри Киссинджеру его передал 20 августа советский посол Анатолий Добрынин. Через неделю эта информация просочилась в прессу и была опубликована в «The Washington Post». В начале осени страсти накалились до предела. Америка пригрозила Союзу нанести удар по его позициям, если Москва развернет ядерную атаку против Китая.
На прицеле у Штатов было около 130 советских населенных пунктов. Такую угрозу нельзя было игнорировать. Советский Союз отказался от своих планов и начал мирные переговоры с Пекином.
Ложная тревога
То, насколько все страны были «на взводе» из-за создания ядерного оружия и постоянных международных конфликтов, говорит инцидент, произошедший 9 ноября 1979-го. Американская ПВО получила сигнал о массовом запуске ракет, произошедшем на территории противника. Тут же были приведены в боеготовность все ответные силы и подготовлен для эвакуации президента самолет.
6 минут военное ведомство США лихорадило, пока не выяснилось, что это сами же американцы случайно запустили у себя тренировочное задание на компьютере комплекса Шайенн. И таких «глюков» было немало. Кто знает, сколько раз мир висел на волоске от ядерной войны.
Читайте наши статьи на Дзен