Збручский идол: почему самый древний славянский тотем на самом деле подделка
О славянском язычестве, как и в целом о первых религиях, известно довольно мало. Однако, находки ученых могут пролить свет на то, какие верования были у наших далеких предков. Одной из сенсаций в мире археологии можно назвать загадочный Збручский идол.
Язычество древних славян
Языческие древности славян – плохо изученная тема. Связано это с тем, что до нас дошло совсем небольшое количество артефактов культового и обрядового характера, а упоминания о славянских богах в письменности тоже довольно противоречивы и мозаичны. Древнеславянская культура не сумела создать свою систему письменности, и поэтому все упоминания о древних богах были составлены христианами, которые, негативно смотрели на языческие верования.
Есть несколько различных научных реконструкций славянского язычества, однако источники, на базе которых происходят эти попытки восстановления, очень зыбки и непрочны. Основой для реконструкции может стать, например, традиционная вышивка. Некоторые вполне уважаемые ученые (как, например, Борис Рыбаков) занимались анализом орнаментальных мотивов в народной одежде. Кто-то занимается реконструкцией славянского язычества, опираясь на реалии традиционных верований балтов. Известно, что латыши и литовцы – близкие родственники славян, но эти народы Прибалтики много позже приняли христианство, поэтому их язычество лучше сохранилось, на каковом основании можно провести аналогии между верой двух народов. Впрочем, неправильно было бы считать, что с языческих времен совсем ничего не сохранилось. Существует, например, так называемый Збручский идол, на котором отображены все основные вехи миропонимания древних славян.
Збручский идол: история обретения
Жарким летом 1848 года река Збруч, что протекает в Западной Украине, очень сильно обмелела, и из её вод выступило нечто, очень похожее на человеческий череп. Из-за биения волн казалось, что эта голова раскачивается в такт движению реки, как бы кивая. Среди селян в скором времени распространились слухи о некоем мистическом утопленнике, тело которого обнажила обмелевшая река.
Знатные польские паны, которые в то временами были господами этих земель, не спешили проникнуться народной молвой, дабы узнать, что же такое могло встревожить крестьянские умы. Купавшиеся в реке пастушки рассказали о своей находке уряднику Брушкевичу, таможенникам и пограничникам, но все эти вельможные паны благополучно проигнорировали информацию. Единственное — таможенник Лашевский поведал об этом инженеру Беньковскому, управляющему имением местного помещика. После этого были предприняты следующие шаги: инженер исследовал находку и выяснил, что это четырёхгранный каменный идол ростом в два с половиной метра, при помощи двух волов его извлекли со дна речного, привезли в имение и зачем-то бросили в грязь во дворе, где идол благополучно провалялся до зимы. Лишь по счастливой случайности о находке узнал коллекционер Потоцкий, который сумел осознать важность находки.
Описание идола
В скором времени идол попал к ученым и произвел настоящий фурор. Выяснилось, что он сделан, ориентировочно, уже на излете славянского язычества – в X веке нашей эры. Композиционно он несет трехчастный характер. То, что первоначально было принято суеверными крестьянами за череп, на поверку оказалось изображением шапки. На верхнем ярусе запечатлено четыре человека, два женских и два мужских силуэта. У каждого из них есть свои уникальные атрибуты: у одной женщины – рог, а у другой – кольцо, у первого мужчины – конь и меч, у второго на одежде изображен шестиконечный солярный символ.
Фигуры второго яруса созвучны с верхней частью изваяния, но намного мельче. Так можно увидеть женские и мужские фигуры, которые образуют некое подобие хоровода.
На нижнем ярусе запечатлен стоящий на коленях усатый мужчина в четырех проекциях, который держит на своих плечах всю конструкцию идола. Вообще, для архаичных религиозных форм характерна трехчастная концепция миропонимания. Вся вселенная в таких моделях делится на следующие уровни: верхний – мир богов, средний – мир, населенный людьми, а самый последний ярус – нижний мир, населенный хтоническими чудовищами, некий аналог ада.
Изображения Збручского идола имеют множество трактовок. Согласно позиции выдающегося отечественного историка Рыбакова на верхнем ярусе изображены верховные божества славянского пантеона. Женщина с рогом – Макошь, с кольцом – Лада, мужчина-воин проще других поддается идентификации и уверенно опознается как Перун, а человек с солярным символом – это Даждьбог, бог-солнце. Средний ярус посвящен смертным людям, а коленопреклонённый усатый мужчина – это Велес. Эта трактовка, предложенная Борисом Рыбаковым, далеко небезупречна. Так, например, есть вполне справедливые сомнения в том, что древние славяне когда-либо поклонялись богине по имени Лада.
В наше время оригинал идола хранится в музее польского города Краков, а его многочисленные копии распространились по всему славянскому миру, включая, разумеется, Москву.
Версия позднейшего происхождения
Скептически настроенные ученые считают, что Збручский идол – это на самом деле не древнеславянская реликвия, а довольно позднее изделие, датируемое никак не раньше, чем началом XIX века. С их точки зрения идол – это просто стилизация под древность, выполненная для польского поэта-романтика Тимона Заборовского, у которого в тех местах располагалась усадьба. Писатели-романтики живо упивались стариной и были одержимы всем неизведанным, таинственным и древним. Согласно этой концепции, художник воплотил в камне свою фантазию, а дальше его прислуга зачем-то избавилась от каменного изваяния. Первоначально сомнения в подлинности идола обусловлены высоким уровнем камнерезной работы, что плохо сопоставимо с материальной культурой славян X века, а также тем удивительным фактом, что в одном изделии сочетается четыре лика божеств. Необходимо, впрочем, подчеркнуть тот факт, что позднейшее происхождение идола – лишь гипотеза, которая была принята не всеми учеными.
Читайте наши статьи на Дзен