Скифские бабы: кто на самом деле изображен на каменных статуях
Половцы, проживавшие на территории Евразии в IX-XIII веках, оставили после себя множество каменных статуй, которые встречаются на юге России. Общее название эти изваяний — «каменные бабы». Кто был изображен на этих древних истуканах?
Таинственные статуи
Доктор исторических наук Герман Федоров-Давыдов более полувека назад посвятил данной теме статью «Остолбенев до немоты…», которая вошла в сборник его работ «Курганы. Идолы. Монеты» (Москва, 1968 г.). Ученый сравнил эти таинственные статуи со знаменитыми истуканами острова Пасхи и отметил, что каменные бабы встречаются по всему югу России, их можно увидеть в музеях Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Азова, Краснодара и Ставрополя.
Речь идет о статуях, изготовленных преимущественно из серого песчаника и установленных на степных курганах. Высота каменных баб варьируется от 1 до 4 метров. Они представляют собой схематичные изображения людей, которые двумя руками держат у живота некий сосуд или чашу. Причем, пропорции человеческого тела заметно искажены: статуи имеют массивные плечи, короткие ноги, большие головы с плоскими лицами. Некоторые исследователи полагают, что древние мастера при создании каменных баб стремились, чтобы они были узнаваемы с большого расстояния, этим и объясняется нарушение пропорций.
Среди статуй встречаются как изображения женщин, так и мужчин. Это можно понять по деталям одежды, прическам, оружию и длинным усам. Поэтому многие ученые считают, что название каменных истуканов произошло от тюркского слова «баба» (ударение на втором слоге), которое означает «старший, уважаемый мужчина или предок».
Интересно, что в степях Северного Причерноморья наряду с половецкими статуями ученые находят и более древние, создание которых большинство специалистов приписывает скифам, населявшим эти земли с VIII века до н. э. по IV век н. э. Многие из скифских каменных истуканов также держат у пупка некую чашу или рог для питья. Правда, они прижимают этот сосуд к животу только одной рукой.
Откуда они взялись
Далеко не все исследователи считают, что авторами каменных баб, много веков назад установленных на степных курганах юга России, являются именно половцы. Различные авторы «подозревали» в изготовлении этих статуй сарматов, гуннов, монголов, печенегов, болгар или предков современных казаков. Само по себе наличие столь древних исторических объектов на Дону свидетельствует о том, что в здешних местах тысячу лет назад существовала достаточно развитая культура, оставившая после себя многочисленные объекты материального наследия.
И все же, большинство ученых считает, что статуи были созданы половцами. Об этом свидетельствуют различные исторические детали, оружие и одежда каменных баб, характерная для представителей исчезнувшего народа.
Интересно заметить, что францисканский монах Вильгельм де Рубрук, посетивший Монгольскую империю в 1253-1254 годах, в своей знаменитой работе «Путешествие в восточные страны» написал: «Команы [так в Западной Европе называли половцев – прим. автора] насыпают большой холм над усопшими и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу».
Поэтому многие исследователи полагают, что каменные бабы устанавливались на курганах, где находились захоронения представителей половецкой родовой знати или знаменитых воинов.
Предок, враг или божество
Спорят ученые и о том, с какой целью древние мастера создавали эти странные статуи. Одни полагают, что каменные бабы являлись изображениями божеств, которым поклонялись местные жители. Другие видят в данных изваяниях неких сверхъестественных покровителей конкретных родов или семей. Третьи – уважаемых предков или прародителей. Четвертые – убитых врагов, которые теперь мистическим образом связаны со своими победителями и должны оказывать им поддержку из мира духов.
Кандидат философских наук Ренарт Шарипов считает половецкие статуи неотъемлемой частью погребальной культуры тюркских народов. Об этом он рассказал в статье «К проблеме генезиса традиции древнетюркских каменных изваяний и ее связи с трансформацией культа предков», которая вышла в журнале «Вестник Академии наук Республики Башкортостан» (том 23, № 2 за 2017 г.).
По мнению исследователя, каменные изображения солидных, дородных и величавых мужчин и женщин отражают происходившую в сознании кочевников эволюцию культа предков, когда душа покойного сначала символизировала собой уважаемого прародителя, затем – семейно-родового покровителя, а на более позднем этапе развития религиозных представлений – местное божество.
«Таким образом, генезис каменных изваяний напрямую связан с ранними этапами этногенеза тюрков, и вполне вероятно, что самые древние носители традиции создания каменных изваяний в степях Евразии эпохи бронзы и раннего железного века генетически связаны с тюркоязычными племенами эпохи каганатов», – отметил Р.Г. Шарипов.
Ученый считает, что авторами более древних статуй, приписываемых ираноязычным скифам, на самом деле являлись предки тюркских племен. При этом исследователь ссылается на явное сходство между статуями разных эпох, которые изначально изображали умершего родственника. Так покойный, высеченный из камня, мог символически присутствовать на собственных поминках. Поэтому в руках каменных изваяний, независимо от времени их создания, имеется сосуд для питья, из которого мертвец должен как бы пить алкогольный напиток вместе с живыми сородичами на пиру, устроенном в его честь.
Не исключено, что впоследствии половцы поклонялись каменным изображениям своих предков, совершали перед ними жертвоприношения.
Легенды донских казаков
У казаков имеются собственные легенды и предания, объясняющие происхождение древних статуй. Об этом аспирант исторического факультета Донецкого национального университета Денис Нехаенко рассказал в статье «Половецкие каменные бабы: история, происхождение, современный вид», которая опубликована культурно-просветительским порталом «Этнографический Донбасс» 6 сентября 2014 года.
«Некоторые легенды дошли до нашего времени. И на Днепропетровщине, и на Харьковщине, и в Донских степях некогда жили богатыри, они рассердились на солнце и стали плевать на него, солнце же превратило их за это в камень», – написал Денис Нехаенко.
Очевидно, мифическими богатырями предки современных казаков считали статуи, изображающие мужчин-воинов. А женские изваяния воспринимались жителями донских степей как языческие божества плодородия. По крайней мере, такой вывод можно сделать из другой группы легенд.
Полагая, что окаменевшие богатыри способны наделить воина своей могучей силой, а богини плодородия могут повлиять на урожай, казаки с древних пор поклонялись статуям. Они даже верили, что древние изваяния наказывают людей за непочтительное отношение к ним и прочие неблаговидные поступки.
Среди некоторых казаков даже бытовало мнение, что каменных баб создала богиня семьи и домашнего очага. Она наделила статуи душами людей, погибших от несчастной любви, и поручила им охранять мир и гармонию в жизни каждой супружеской пары. Поэтому каменные бабы способны даровать людям счастье, если их хорошенько задобрить. При этом древние духи статуй еще и наказывают всех, кто разлучает или ссорит влюбленных.
Предки современных казаков также считали, что древние статуи обладают чудесной целительной силой, и различные раны заживают рядом с ними быстрее, чем обычно.
Что с ними стало
Эпоха Средневековья с ее мистическими табу давно прошла, и уже в XVIII веке люди, далекие от суеверных опасений, начали использовать каменные статуи в своих целях. Сначала их устанавливали на перекрестках торговых путей вместо верстовых столбов и указателей направления, затем и вовсе стали растаскивать по дворам.
Одни каменные бабы были раздроблены, а их осколки использовались при строительстве. Другим истуканам повезло больше – их установили возле частных домов, в парках и местах отдыха. Некоторые статуи попали в музеи или стали частью городского ландшафта. Остальные просто лежат, сброшенные с курганов, на вершинах которых теперь располагается геодезическое или телекоммуникационное оборудование.
Впрочем, отголоски древних верований все еще сохраняются в народе. Некоторые люди, в чьих населенных пунктах стоят каменные бабы, моют и украшают их перед праздниками, желая тем самым задобрить древних духов.
Читайте наши статьи на Дзен