Массовые танцы до упаду: самые странные эпидемии в истории
Исследователи уверены, что наши эмоции, жесты и движения могут неосознанно передаваться другим людям. В истории бывали случаи, когда «считывание» чужих эмоций было массовым и связанным не только с психологией и физиологией, но даже с социально-экономическими проблемами той или иной страны.
Танцы до упаду
14 июля 1518 года жительница Страсбурга вышла из дома и неожиданно пустилась в пляс. Причем, танцевала девушка в полной тишине до самой ночи, пока не свалилась от усталости. На следующий день история повторилась. Вокруг дамы собралась толпа, и все с интересом наблюдали за происходящим. Местный священник распорядился отвезти несчастную девушку в соседний город, где находилась якобы исцеляющая любой недуг часовня святого Вита.
Удалось победить приступ или нет – неизвестно, однако у танцовщицы один за другим стали появляться последователи. Спустя неделю в Страсбурге плясали уже три десятка человек, незнакомых друг с другом. Число их росло день ото дня, что зафиксировано в подлинных источниках и рисунках того времени. Похожее действо изобразил на картине «Пляска святого Вита» известный художник Питер Брейгель Младший. Городские власти совершили большую ошибку, когда решили, что танцующих вылечит музыка. Услышав разнообразные мелодии, они принялись двигаться еще самозабвеннее, чем прежде. Врач, прибывший посмотреть на подобную аномалию из Швейцарии, назвал явление «большой хореей».
Любопытно, что этот случай не был единичным. Похожие массовые танцы происходили в Средневековье довольно часто, причем подавляющее большинство приходилось на земли, принадлежавшие Франции, Германии и Швейцарии. Жители этих регионов порой танцевали до полного изнеможения, после чего падали замертво. В чем же было дело?
Одна версия гласит, что люди оказались жертвами массового отравления спорыньей – грибами, паразитирующими на ржи (она составляла основу рациона простого народа в те времена). В спорынье содержатся алкалоиды, действие которых напоминает психоделический наркотик и способно вызывать конвульсии. Согласно другой версии, которую озвучил историк Джон Уоллер из Мичиганского университета причиной бесконтрольных танцев стал массовый психоз, связанный с религиозным экстазом и нервным истощением. Известно, что в этот период начинаются ожесточенные противостояния католиков и протестантов, а повседневная жизнь бедняков и без того была почти полностью лишена радости, отдыха и покоя.
Смех сквозь слезы
30 января 1962 года в деревне Кашаша (Республика Танганьика — ныне Танзания) началась эпидемия смеха. Все началось в школе-интернате для девочек: сначала рассмеялась одна ученица, потом подхватили другие. Учебное заведение закрылось, когда из 159 школьниц хохотать до слез начали 95. Они не могли жить обычной жизнью и контролировать свои приступы, хотя серьезных последствий такого смеха не было. Через несколько недель девочки смогли вернуться к учебе.
Тем не менее деревня Кашаша стала лишь отправной точкой распространения эпидемии. Странный смех перекинулся на другие населенные пункты. Через десять дней приступ охватил учеников в деревне Ншамба, затем – в близлежащих городах. Число жертв варьировалось от пятидесяти до двухсот. Эпидемия смеха длилась 18 месяцев. За это время пострадало около тысячи человек, причем, среди них были не только школьники, но и вполне взрослые люди.
Чтобы выяснить причины массового помешательства, врачи брали у жертв анализы крови, проверяли их на вирусы, а также изучали продукты питания не содержание подозрительных веществ – все было напрасно. В конце концов, приступы смеха связали с психологическими проблемами людей, которые возникли от тяжелой жизни в стране.
Современные ученые полагают, что жители Танганьики в 1962 году подвергались сильному стрессу: республика совсем недавно обрела независимость, многое стало меняться, взрослые чувствовали напряжение и срывались на детях, а те, в свою очередь, первыми не выдержали давления и ударились в массовую истерию. Такого мнения придерживается, например, исследователь Кристиан Хэмпельманн из Университета Пердью в США. Кроме того, по мнению социолога Роберта Бартоломью и психиатра Саймона Уэссели эпидемия смеха могла быть вызвана диссонансом между традиционными ценностями и идеями, с которыми подростки сталкивались дома, и новыми убеждениями, которые им прививали в школе.
Болезнь или самовнушение?
В 1787 году в английском графстве Ланкашир произошла неприятная история. На хлопковой фабрике девушка решила подшутить над подругой и бросила на нее живую мышь. Жертва злого розыгрыша этих животных очень боялась и впала в истерику, которая длилась целый день. На следующий день такие же симптомы проявились еще у трех работниц фабрики, а потом – еще у шести. Люди решили, что пострадавшие заразились неизвестной болезнью и потребовали пригласить на фабрику врача.
Прибывший через три дня доктор застал такую картину: в истерике бились уже по меньшей мере 25 человек, причем не все из них работали на фабрике и были знакомы с первой жертвой. Некоторые только проживали неподалеку, но находились под сильным впечатлением от происшествия и пристально следили за новостями. Все пострадавшие жаловались на сильную тревожность, нехватку воздуха и конвульсии, длившиеся от нескольких минут до суток. Некоторые больные даже пытались покончить с собой. Врач по фамилии Сен-Клер взялся решать проблему весьма радикальным способом: пациентов он лечил ударами тока, а также внушал им, что болезнь неопасна и справиться с ней можно, успокоив нервы.
Через сутки все выздоровели, а еще через день вышли на работу — за исключением двух-трех особенно ослабевших людей. Новых случаев проявления «хлопковой болезни» с тех пор не наблюдалось, однако подобное происшествие подтверждает правдивость теории зеркальных нейронов, выдвинутой в начале двадцатого столетия итальянским ученым Джакомо Рицолатти и его коллегами. Таким образом, массово и бесконтрольно распространяться могли не только танцы и смех, но и простые человеческие страхи.
Читайте наши статьи на Дзен