Казаки-«малолетки»: чему обучались 17-летние юноши на Дону
Среди казачьих традиций одну из основных составляют военно-патриотические. Воспитанию будущих защитников Отечества у казаков уделялось особое внимание.
В чем заключалась допризывная подготовка
В «Памятной записке о системе обучения малолетков» окружного генерала Степана Ежова, изданной в 1866 году, рассказывается о том, как молодые казаки проходили боевое обучение. Мальчики-казачата начинали постигать военную науку уже в раннем детстве – взрослые казаки учили их азам рукопашного боя, стрельбе и обращению с шашкой, дети осваивали верховую езду.
Казаками-допризывниками («малолетками») юноши становились по достижении 17 лет. С этого возраста их начинали готовить к воинской службе более серьезно. В каждой донской станице регулярно проводились так называемые «домашние игры», в ходе которых «малолетки» соревновались в своих навыках и умениях. Первый строевой устав («Правила для состава и построения казачьих полков») был издан в 1838 году, до этого времени единой и упорядоченной системы воинского обучения юных казаков на Дону не существовало.
Сначала – «сиденочная повинность»
В «Положении об управлении Донского войска» казачья служба была либо полевой (в строевых частях), либо внутренней (посыльными, писарями, сторожами и т.п.). Полевую службу казаки проходили в крупных российских городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, а также в Польше и Финляндии. Также казаки призывались на линейную службу – на Кавказ. Служили донцы по 30 лет, из них 25 на полевой службе и 5 – на внутренней.
Первые два года, до 19 лет, для «малолеток» была обязательна «сиденочная повинность» (юноши служили посыльными в своих станичных правлениях). Двадцатилетний казак уже освобождался от «малолетнего» статуса и шел служить в войска на 3 года (если на Кавказ, то на 4 года). Затем он имел право 2 года побыть дома, после чего снова призывался – в общей сложности количество подобных призывов могло достигать четырех.
Исследователь темы казачества, старший научный сотрудник отдела фольклора Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Ирина Коренюгина в одной из своих работ пишет, что в 1864 году Наказной атаман Войска Донского Павел Граббе подал Александру II представление, содержащее наставления по фронтовому образованию «малолеток». Впоследствии эта инструкция неоднократно дорабатывалась. В частности, в данных правилах говорилось о том, что казаки-«малолетки» занимались военной подготовкой в своих станицах, куда по необходимости направляли специальных инструкторов. Зимой и весной в праздники и воскресные дни строевая подготовка исключалась, «малолетки» осваивали только верховую езду и упражнялись в стрельбе, в том числе, на скаку, а также практиковались в рубке шашкой.
Вышеупомянутая «Памятная записка…» отмечает непрактичность методики обучения «малолеток», недостаточный профессионализм инструкторов, в результате чего, в частности, юноши показывали плохие результаты в стрельбе и верховой езде. И вообще они выглядели «не молодецки». Для прогульщиков занятий автор записки Степан Ежов предлагал ввести штрафы в размере от 3 до 10 рублей.
В 1869 году предложения окружного генерала Степана Ежова были учтены при утверждении «Правил для обучения молодых казаков Войска Донского строевой службе и цельной стрельбе». Этот документ заменил прежние временные инструкции.
Читайте наши статьи на Дзен