Мозг Ленина: чему удивились патологоанатомы
Один из самых выдающихся людей XX века Владимир Ильич Ленин умер 21 января 1924 года. С помощью партии большевиков и идеологии, основанной на теориях Маркса и Энгельса, он преобразовал российское общество так радикально, что похожих прецедентов не знает история. В чем заключался секрет его гениальности? На этот вопрос пытались ответить ученые, извлекшие мозг политика после его смерти.
Мозговой феномен
Для столь ответственного исследования в 1925 году в СССР был приглашен немецкий невролог Оскар Фогт. Для его работы советское правительство не жалело никаких средств: был с нуля основан и оборудован Институт исследований мозга, причем ученый имел свои предпочтения не только в приборах, но и в отделке стен. Чтобы разглядеть морфологию от начала до конца, Фогт и его команда нарезали мозг поперечно на тончайшие пластинки, коих в итоге вышло около тридцати тысяч. Перед этим, разумеется, орган был измерен и взвешен.
Первичные результаты были обескураживающими для несведущих – мозг весил всего 1300 г, что на 200 г ниже среднего. Только со временем науке стало известно, что прямой зависимости между массой мозга и интеллектом нет. Кроме того, Ленин умирал достаточно долго и страдал от неврологических заболеваний, даже порой терял некоторые базовые навыки, например, навык письма. Это отчасти может объяснить, почему художник Анненков описал мозг вождя как «сморщенный орех».
По итогам работы, Фогт составил доклад в Политбюро, в котором утверждал, что «Пирамидальные клетки у Ленина развиты гораздо сильнее, соединительные (ассоциативные) волокна между ними развиты гораздо больше». Таким образом, исключительность Ильича была доказана материалистически.
Госзаказ
Дальнейшие результаты развития нейробиологии, в том числе в Институте мозга (будущем ГУ НИИ МОЗГА Российской Академии Медицинских Наук), опровергли идею о том, что внешнее строение и физическая структура мозга каким-то образом отражает выдающиеся способности людей. При этом Фогт, в отсутствие конкурентов на заре этой науки в СССР, мог единолично сделать любой вывод и не получить опровержения.
Это дает основания полагать, что, хоть идея исследований и родилась от жажды знаний, она быстро превратилась в заказ партии. Прилагая материальные усилия, жертвуя вложениями в народное хозяйство, большевистское руководство ожидало идеологической отдачи, и получило ее.
Однако это не было пустой тратой ресурсов. Процесс исследований человеческого мозга был запущен. Сформировалась база образцов, люди стали передавать науке собственные органы. После смерти извлекался мозг и у других политиков, в том числе Калинина и Сталина. Материалистическая эйфория 1920-х дала могучий толчок будущей нейробиологии и нейрохирургии.
Читайте наши статьи на Дзен