Почему Николай I в личную охрану брал только кавказских казаков
Николай I был сторонником железной дисциплины. Из-за Декабрьского восстания он стал подозрителен и недоверчив, поэтому значительно усилил личную охрану. Конвой самодержца составляли лучшие воины из народов Кавказа.
Царский караул
Сомневавшийся в верности дворянства и столичных гвардейцев правитель поручил генералу Бенкендорфу сформировать императорский конвой на основе Лейб-Гвардии Кавказского Горского полуэскадрона, в состав которого входили казаки, адыгейцы, чеченцы, кабардинцы, кумыки, ногайцы и иные представители кавказских этносов.
В апреле 1832 году поручение государя было выполнено, и в российской армии появилась новая воинская единица — Команда кавказских линейных казаков, предназначенная строго для конвоя венценосной особы.
Команда кавказских линейных казаков
В состав подразделения было отобрано 50 лучших бойцов, отменно владевших джигитовкой и меткой стрельбой. Каждый телохранитель Николая I располагал пистолетом, ружьем и саблей и носил специальный мундир черкесского образца, состоявший из красной куртки, синих шаровар с лампасом, алого сафьянового пояса и папахи из черного барашка.
Офицеры специального подразделения круглосуточно несли караульную службу у императорских покоев, а также сопровождали его во всех поездках. Надо отметить, что работы у них было много, поскольку Николай I, в силу своего характера, предпочитал все держать под собственным контролем и лично присутствовал на боевых смотрах, посещал учебные заведения, обследовал фортификационные сооружения, служебные помещения и иные государственные учреждения.
Конвоем правителя была отработана схема подстав, когда во время прогулок или выездов вдоль всего маршрута государя в особых местах дежурили бойцы, контролировавшие безопасность первого лица.
О великолепной армейской подготовке и внешней привлекательности кавказских линейных казаков с восхищением отзывался король Фридрих Вильгельм III, лицезревший их умение держаться на лошади и мастерство в выполнении опасных трюков на военном параде в Пруссии.
Переодевания простолюдином
Дабы удостовериться в бдительности своей охраны Николай I пару раз прибегал к хитрости – переодевшись простолюдином, он пытался незаметно выйти из дворца, но зоркие стражники предотвращали эти попытки, схватывая «незваного» гостя. За доблестную службу император благодарил их не только государственными наградами, но и царскими пирогами.
Форменные вольности за рубежом
Вообще правители России, считая себя офицерами на троне, носили исключительно военную форму, а послабления в наряде могли себе позволить лишь в европейских поездках, при посещении неофициальных мероприятий.
Об одном таком партикулярном платье Николая I сохранились записи в царском архиве. Из выписки 1838 года следует, что специально для визита Дрезденской галереи, куда государь собирался наведаться инкогнито, портной Рутч сшил для него тройку: серые брюки, синий укороченный сюртук и изысканный кофейный жилет, украшенный вышитыми цветочками.
С модным цилиндром на голове и изящной тростью в правой руке российский самодержец Николай I ничем не отличался от среднестатистического европейского горожанина 19 века и, не привлекая внимания к собственной персоне, мог насладиться жизнью обычного гражданина.
Читайте наши статьи на Дзен