Как правильно мыться после похорон: русские поверья
Баня на Руси была одним из мест, обязательных для посещения после похорон. Эта традиция была обусловлена верованиями наших предков. Неудивительно, что русские даже «разработали» несколько правил поведения в «похоронной» бане.
Благожелательное и вредоносное пространство
Российский фольклорист и антрополог Светлана Адоньева называет баню одной из обязательных пространственных точек похоронного ритуала русских. Хотя баня издревле считалась на Руси «нечистым» местом, в котором обитают злые духи. Поэтому церковь запрещала вносить в баню иконы, мыться накануне церковных праздников, а человек, побывавший в бане, считался «поганым» и не мог в этот день идти в храм. По этой же причине именно в бане гадали, так как будущее могли открыть лишь бесы.
Тем не менее наши предки были уверены в том, что очиститься от всякой скверны можно тоже с помощью банных процедур. Недаром именно в бане происходили ритуалы, исцеляющие от любой болезни. Впрочем, не менее важны были и иные функции бани, способствующие очищению не столько тела, сколько души. Доктор филологических наук Неонила Криничная писала, что баня осмыслялась как некое сакральное пространство (благожелательное и вредоносное), где стираются грани между жизнью и смертью.
Правила «похоронной» бани
Неудивительно, что, возвратившись с кладбища после похорон, русские в первую очередь шли в парную. Причем, в этом случае баню топили те члены семьи, которые не присутствовали на похоронах, а оставались дома. Иногда этим занимались заранее, то есть до похода на кладбище. Юрий Соколов и Владимир Аникин, авторы учебника «Русский фольклор» утверждают, что родственники мылись в бане так, как будто вместе с ними там находился усопший, специально для которого приносили чистое белье.
Многие фольклористы в своих трудах упоминают о том, что поддавать пару в бане близким родственникам покойника не разрешалось. Обычно это делали чужие для умершего люди, так как считалось, что покойнику может обжечь лицо, и тот рассердится. Мало того, даже посторонний для умершего человек, накидывая пар, должен был, обращаясь к мертвецу, произнести: «Береги лицо!». Только после банных процедур, которые проходили по указанным выше правилам, все садились за поминальный стол.
Покойники «живые» и «опасные»
Одной из основных причин появления такого четкого регламента посещения бани после кладбища является вера русских, что умерший человек на самом деле не исчезает окончательно, а незримо присутствует в жизни своих близких. Кроме того, покойник, согласно представлениям наших предков, был способен причинить вред живым членам своей семьи или вовсе забрать их «с собой». Поэтому усопших пытались всячески задобрить: кроме бани, их «приглашали» за стол, сервируя его лишним прибором.
Также посещение бани после похорон было обусловлено верованиями русских в «негативную энергию», которую можно было принести с кладбища. Так что даже перед порогом «нечистой» бани жители многих уголков России окуривались. По крайней мере, так писал фольклорист и священник Иоанн Васильев в своей книге «Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний». Впрочем, по словам того же Васильева, в Казанской губернии после похорон в бане не парились, вместо этого хозяйка дома в знак очищения бросала перед гостями горячую золу.