Почему в древности Русь считали страной оборотней
В античности необъятные просторы Восточной Европы, на которых позже возникла Киевская Русь, казались народам греко-римского мира зловещими землями. По свидетельству древних греков, здесь обитало легендарное племя невров, обладавшее удивительными свойствами. Жителей этой части Европы историк Геродот почитал за волков-оборотней.
Геродотовы «оборотни»
На страницах «Истории» Геродота, написанной в V веке до н. э., содержатся сведения о множестве народов. При описании Скифии историк опирался на личный опыт жизни в Ольвии – античной колонии на побережье Чёрного моря (в районе нынешнего села Парутино Николаевской области Украины). Местные греческие поселенцы многое знали о скифах и прочих народах, расселившихся в степях и лесах к северу от Причерноморья.
Рассказали Геродоту и о неврах – племени, которое жило по соседству со скифами-пахарями и имело «скифские обычаи». По словам античного историка, невры покинули свою прежнюю страну близ пустыни из-за расплодившихся там змей и поселились вместе с будинами. Под «змеями», как полагают современные учёные, могло пониматься нашествие балтских племён, имевших культ змеи. Переселение случилось за одно поколение до похода персидского царя Дария на скифов (513 год до н. э.). Занимаемая неврами область, по Геродоту, была последней из населённых, а за ними начиналась совершенно безлюдная «земля, обращённая к северному ветру».
Описание античным историком образа жизни невров заслуживает того, чтобы привести его целиком: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней, а затем снова возвращается в прежнее состояние».
Передавая Геродоту сведения, его информаторы клялись, что это правда, хотя образованный грек и не поверил в то, что люди могут становиться волками. После Геродота его информацию о неврах повторил ряд древних авторов, не добавив к ней ничего нового.
Народ и его земля
Этническая принадлежность невров вызывала споры в науке. Например, историк Эрнест Боннель считал их кельтами, как и кавказских киммерийцев. Высказывались версии об угро-финском, германском или балтийском происхождении невров. Однако доминирующей считается гипотеза о том, что они были праславянами. Одним из первых эту версию выдвинул российский академик Эдуард Эйхвальд, который в своем труде 1838 года причислил невров к славянам, как и соседних будинов. Этого же мнения придерживались чешский славист Павел Шафарик, германист Карл Мюлленхоф и другие учёные. Название невров исследователи сближают с балтийским словом nerti («нырять, погружаться») и славянским «нерети» («скрываться», «опускаться»), которое родственно русским словам «нора» и «нырять». Предполагается, что невры были обитателями землянок. Средневековые источники знают сочетание «Нурская земля» и название племени наревлян (в русских летописях «норова» или «нерома», в западной форме Neriuani) – возможно, они были прямыми потомками геродотовых невров.
Географически область Невриды Геродот помещал вдоль течения реки Гипаниса к западу от Борисфена. Под первой рекой обычно понимают Южный Буг, под второй – Днепр. Геродот упоминал также верховья Днестра, так что возможная территория Невриды довольно обширна – она могла включать нынешнюю западную Украину и юг Белоруссии от Карпат до Днепра.
«Север Подолии и юг Волыни, т. е. бассейн Припяти, — наиболее распространённая локализация невров», — отмечал советский филолог Аристид Доватур и его соавторы в книге «Народы нашей страны в «Истории» Геродота» (1982 год).
Таким образом, невры, вероятно, являлись предками населения Древней Руси, особенно Галицко-Волынского княжества.
Волчий культ
Нельзя, конечно, считать невров неким сверхъестественным народом, умеющим на самом деле обращаться в волков. Геродот описывает их поступки как вполне человеческие и не слишком храбрые. Невры не только бежали от «змей», но и при нашествии персов не поддержали скифов, а отступили на север.
Объяснение «превращения в волков» следует искать в области мифов, обрядов и ритуалов. Простейшее возможное толкование – ежегодная церемония надевания зимней одежды, сшитой из волчьих шкур. «Волчьим месяцем» у некоторых славян и балтов именовался декабрь.
Отождествление с волком как с тотемным животным было характерно для мужских воинских союзов Евразии. В курганах сибирских скифов и сарматов встречаются изделия, изображающие сцены борьбы волков со змеями – вероятный отголосок противостояния племён с разными тотемными животными. В памятниках археологической милоградской культуры, которую отождествляют с неврами, находят ритуальные захоронения собак, что косвенно указывает на тот же «волчье-псовый» культ. К слову, жили «милоградцы» как раз в землянках.
Демонстрируя «волчьи повадки» и впадая в экстатическую ярость, неврские мужчины показывали себя в качестве защитников племени (рода, поселения). Ближайший аналог этого явления можно видеть в германо-скандинавских ульфхеднарах («волкоголовых») – воинах, облачённых в волчьи шкуры. Возможно, что невры, как и германцы, не избегали использования психотропных средств. С социальной точки зрения регулярные ритуальные бесчинства служили формой выброса накопившейся агрессии.
Остатки неврского культа сохранились в Белоруссии, где были популярны сказки о волках-оборотнях – волколаках. В Полесье рассказывали истории о богатыре Иване Сучиче, который был рождён собакой. С волками в фольклорных текстах сравнивались жених и его «дружина» — ещё одно наследие мужских воинских союзов.
Читайте наши статьи на Дзен