Когда русские крестьяне жили лучше всего и хуже всего
Когда говорят о русском крестьянстве, обычно выделяют два больших периода: до отмены крепостного права в 1861 году и после его отмены, но ещё до революции. Однако крестьянство было ещё и до крепостного права, было в Советском Союзе, есть оно и сейчас. Поэтому двумя периодами мы не ограничимся.
До установления крепостного права
Пожалуй, наибольшей личной свободой русский крестьянин обладал задолго до начала введения элементов крепостного права, то есть где-то до конца XV века. Тогда впервые начали стеснять свободу крестьянского перехода с одного участка земли на другой, введя правило Юрьева дня. Судебник 1497 года разрешал крестьянину, жившему на земле вотчинника или помещика, уходить от своего хозяина только в неделю до Юрьева дня 26 ноября и в неделю после него, и то лишь при условии полного расчёта по долгам с владельцем. Но Русская земля велика, и ушедшего без всяких расчётов крестьянина сыскать было непросто.
В конце XVI века были введены сроки давности для таких беглых крестьян: в течение пяти (потом десяти, пятнадцати) лет крестьянина, дознавшись, кто он такой, могли возвратить владельцу, от которого он сбежал. Но даже после того, как в середине XVII века крестьян окончательно объявили «крепкими земле» и ввели бессрочный сыск беглых, у них ещё оставалась возможность податься в казаки: на окраинах Русского государства полицейский сыск был бессилен. Только в XVIII веке, когда казачество подчинили государственной власти, крепостное право стало полным.
Но вот личная безопасность крестьянина была, похоже, обратно пропорциональна его личной свободе. В те далёкие времена, когда крестьяне ещё никому не принадлежали, Русскую землю постоянно разоряли княжеские междоусобицы, набеги половцев да татар. В случае военных действий первыми пострадавшими были всегда мирные крестьяне. А установление крепостного права шло параллельно с укреплением единого Русского государства, упразднившего войны между князьями и постепенно снижавшего угрозу внешнего вторжения. Так что, можно сказать, что своей личной свободой крестьяне заплатили за личную безопасность.
Что касается уровня потребления, то он в те времена, естественно, оставался крайне низким из-за низкой культуры сельского хозяйства и невысокой урожайности зерновых в нечернозёмной полосе. К этому следует добавить полное отсутствие всякой медицинской помощи. Лечились у знахарей да дедовскими методами.
Эпоха крепостного права
Этот период тоже не был однородным. В XVIII и XIX веке положение Российского государства в целом и крестьянства, в частности, менялось. Вот только уловить тренды таких изменений трудно. Есть исследования, доказывающие, что на протяжении XVII, XVIII и XIX веков российский ВВП рос прямо пропорционально росту численности населения. То есть ВВП на душу населения не возрастал. Это вполне согласуется с данными по сельскому хозяйству: оно тоже велось дедовскими методами на протяжении веков.
Некоторые историки, в частности Василий Ключевский, доказывали даже, что положение крепостных крестьян на протяжении XIX века ухудшилось. Они находили подтверждение этому в снижении темпов естественного прироста населения у крепостных крестьян по сравнению с крестьянами, жившими на государственной земле и формально являвшимися лично свободными (на деле же не совсем, так как и они были прикреплены к той деревне, где родились). Это подтверждается и данными по общему кризису помещичьих хозяйств той поры. Помещик, как правило, требовал от крестьян больше работать на него, чтобы покрыть увеличивающиеся затраты: ведь помещики старались, как могли, увеличивать своё личное потребление, а сделать они это могли только за счёт усиления эксплуатации крестьян и снижения у последних их личного потребления.
Вместе с тем, крепостное право налагало и на помещика определённые обязательства. Например, кормить своих крестьян в голодные годы. По указу императрицы Екатерины II, в каждом уезде создавались хлебные магазины, откуда крестьян могли ссужать зерном для посева и для пропитания. Факт: в годы крепостного права не было массового голода, поражавшего население сразу десятка губерний. А после отмены крепостного права, когда были отменены и обязательства помещиков, такие явления стали регулярными.
Личная свобода и безопасность крестьянина часто зависели от личности конкретного помещика. Умные помещики предоставляли своим крестьянам право выкупаться на волю. В XVIII – первой половине XIX века многие крестьяне, получив вольную, заводили собственные предприятия и породили новые купеческие фамилии. Правда, тем самым они выходили из крестьянского состояния, поэтому о них мы речь вести не будем.
Между реформой и революцией
Целый ряд исследований, а также наблюдений современников, свидетельствуют: отмена крепостного права привела на первых порах к оскудению крестьянства. Публицист Михаил Меншиков в начале ХХ века отмечал, что более одной трети призывников (а они призывались в основном из крестьян) впервые в жизни ели мясо… в армии! Он же отмечал увеличивавшееся от года к году количество отбракованных призывными комиссиями новобранцев. Их признавали негодными к несению службы по состоянию физического здоровья и даже просто по росту и весу. Проще говоря, значительная часть крестьянства была поражена дистрофией.
На крестьян после реформы 1861 года падал двойной налоговый гнёт. Помимо обычных податей, они должны были (до 1906 года) платить выкупные платежи за землю, предоставленную им в пользование. При этом технический уровень сельского хозяйства в большинстве регионов оставался ещё на уровне времён до монголо-татарского ига!
Низкий уровень потребления большинства русских крестьян усугублялся демографическим взрывом. Раньше сверхвысокая рождаемость компенсировалась столь же высокой смертностью. Теперь крестьянам впервые в их истории стала доступна какая-никакая, но медицинская помощь (земские врачи, больницы и т.п.). Обилие детей, то есть непроизводительного элемента в семье, едоков, приводило к снижению потребления.
Отсюда прирост населения городов. Крестьяне уходили работать на заводы и фабрики и тем самым переставали быть крестьянами.
Некоторый рост благосостояния крестьянства наметился в годы столыпинской реформы (1906-1914), причём это не было связано с самой реформой. Крестьян освободили от выкупных платежей. Постепенно сказывалось влияние более передовых методов сельского хозяйства (применение удобрений, вспашка плугом и т. д.). Эти же годы отмечены и наивысшим за последние века уровнем личной свободы крестьян: им было разрешено выходить из общины, закреплять свой надел в частную собственность.
Как дальше развивалось бы крестьянство, сказать трудно. Революция произвела переворот и в аграрной сфере. Но о советском крестьянстве, за недостатком места, мы говорить здесь уже не будем.
Читайте наши статьи на Дзен