Поход казаков в Индию: чем грозила обернуться для России самая большая авантюра Павла I
27 февраля 1801 года с Дона в полном составе в боевой поход выступило Донское казачье войско. Четыре эшелона — 22 с половиной тысячи казаков — отправились воевать Индию и уничтожать там форпосты влияния Британской империи. Конечно, из этого ничего бы не вышло. И трагическая, а иначе и не скажешь, смерть российского императора Павла I, отправившего казаков в эту авантюру, помогла их и спасти, пока не стало слишком поздно. Иначе всё казачье войско неминуемо погибло бы среди враждебных государств Средней Азии. Однако как в уме царя возник этот фантастический проект?
План Сен-Жени и Екатерина II
Борьба европейских держав за влияние в Индии началась в конце XV века, сразу после открытия туда морского пути вокруг Африки португальским мореплавателем Васко да Гама в 1498 году. К середине XVIII века только две державы спорили за преобладание в Индии: Англия и Франция. Их спор был решён в ходе Семилетней войны 1756-1763 гг., в которой решительную победу одержали англичане. Франция утратила в Индии все владения, кроме маленького порта Пондишерри, и дальнейшее её присутствие в Индии стало символическим. Британская Ост-Индская компания с этого момента захватывала или ставила в зависимость от себя всё больше территорий в Индии, не встречая конкуренции со стороны европейских государств.
Во Франции, естественно, затаили обиду и искали случая вернуть себе прежние позиции в Индии. В глобальном соперничестве Англии и Франции Индия представлялась заманчивой целью. Французы были убеждены, что могущество Британской империи зиждется на обладании Индией. Следовательно, отнять Индию у Англии значило нанести гордому Альбиону смертельный удар. При это даже неважно, в чьи руки при это попадёт Индия.
Первым, кто предложил России захватить Индию, был французский военный теоретик Рэй де Сен-Жени. Он участвовал в Семилетней войне и в войне за независимость США, где Франция была союзником североамериканских колонистов. В 1769 году Сен-Жени написал руководство о партизанской войне, которое в некоторой степени до сих пор не утратило своего смысла.
В 1791 году, во время очередной русско-турецкой войны, Сен-Жени обратился к принцу Карлу Нассау-Зигенскому, адмиралу на русской службе. Сен-Жени просил довести до сведения российской императрицы Екатерины II свой проект.
Согласно замыслу Сен-Жени, русские войска должны были идти в Индию маршрутом Волга—Каспийское море—пустыни Средней Азии—Амударья—Афганистан—перевалы Гиндукуша—Кашмир. Познания в географии, как физической, так и политической, у Сен-Жени были самые смутные. Он не только не представлял себе всех природных препятствий такого похода, но и не знал тех государств, с которыми русским войскам неминуемо пришлось бы столкнуться на таком пути. Сен-Жени предлагал русским объявить себя защитниками ислама – это, по его мнению, избавило бы русских от вражды среднеазиатских народов и властителей. По приходе в Индию русские должны были провозгласить восстановление империи Великих Моголов.
Нассау-Зиген доложил проект Екатерине II. Сначала императрица казалась заинтересованной в нём. Но вскоре отношения между Россией и Англией, одно время бывшие очень напряжёнными, внезапно улучшились. Екатерина потеряла всякий интерес к индийскому проекту. Весьма вероятно также, что императрица осознала его утопичность и невыполнимость.
Проект Бонапарта – не фальшивка ли?
В 1840 году во Франции был опубликован документ, включавший в себя проект совместной франко-русской экспедиции по захвату Индии, готовившейся российским императором Павлом I и первым консулом Французской республики Наполеоном Бонапартом в 1801 году. Этот план был якобы сочинён самим Бонапартом.
Предполагалось, что в походе примет участие 70-тысячная армия – по 35 тысяч человек от Франции и России. Французская армия под командованием генерала Массенá должна была пройти через Балканский полуостров, принадлежащий Османской империи, переправиться через Дунай и вступить на территорию Российской империи. В районе Астрахани она соединилась бы с русской армией. Дальше начинался совместный поход. Французы и русские должны были плыть Каспийским морем и высадиться в персидском Астрабаде на южном берегу Каспия. После этого им предстоял сухопутный поход через Хорасан и Афганистан до Пенджаба.
Соединение двух армий должно было состояться в мае 1801 года, а в сентябре того же года французы и русские должны были вступить в Индию. Только смерть Павла I в марте 1801 года помешала осуществлению этого плана.
Однако этот план искажает реальные события – попытки, предпринимавшиеся Павлом I с целью достичь Индии. Поэтому есть все основания считать, что план был составлен задним числом, отталкиваясь от реального факта объявления Павлом похода в Индию, но без знаний деталей этого похода. Публикация такой фальшивки могла сослужить хорошую службу правительству короля Луи-Филиппа, правившему тогда во Франции. Она дискредитировала Наполеона Бонапарта, а следовательно, и его поклонников – бонапартистов, которые составляли сильную партию во Франции и являлись угрозой трону Луи-Филиппа.
Поход атамана Орлова
Историк Евгений Тарле так описывал затею Павла с завоеванием Индии:
«Казачий атаман Матвей Иванович Платов, по неведомой причине засаженный Павлом в Петропавловскую крепость и находившийся там уже полгода, внезапно был извлечён из своего каземата и доставлен прямо в царский кабинет. Тут ему без всяких предисловий был задан изумительный вопрос: знает ли он дорогу в Индию? Ничего абсолютно не понимая, но сообразив, что в случае отрицательного ответа его, вероятно, немедленно отвезут обратно в крепость, Платов поспешил ответить, что знает. Немедленно он был назначен начальником одного из четырёх эшелонов Войска Донского, которому почти в полном составе приказано было идти в Индию. Всего же выступили в поход все четыре эшелона – 22 500 человек. Выступили они с Дона 27 февраля 1801 г., но шли недолго».
Возможно, сцена с Платовым придумана Тарле для красоты описания. Платов не был тогда донским атаманом. Наказным атаманом Войска Донского был генерал от кавалерии Василий Орлов, он и руководил походом. Перед походом Павел откровенно признался Орлову, что у правительства нет сведений и подробных карт о том, что находится на пути через Среднюю Азию в Индию. Эти сведения предлагалось раздобыть непосредственно во время похода. Что касается цели похода, примечательно, что ничего не говорилось о соединении с французской армией. Русские должны были действовать самостоятельно, одни. Им предписывалось «разорить» торговые заведения англичан в Индии, а «угнетённых владельцев освободить и лаской привесть России в ту же зависимость, в какой они у англичан».
Возможно, что план Бонапарта по совместному овладению Индией всё-таки имелся и был доложен Павлу. Если так, то Павел, очевидно, возмечтал захватить Индию для одной России.
11 марта 1801 года Павел был убит заговорщиками в своей спальне. Когда весть о смерти императора и о том, что новый император Александр I приказал отменить сумасбродную затею своего отца, дошла до Войска Донского, его передовые эшелоны были уже у Оренбурга. Незадавшийся поход стоил жизни атаману Орлову: вернувшись на Дон, он скоропостижно скончался от удара, и только тогда атаманом, на его место, стал Платов.
Читайте наши статьи на Дзен