Почему после войны Сталин разрешил БССР и УССР иметь собственные армии
Союзные республики СССР некоторое время формально обладали суверенитетом, но при этом все вопросы традиционно решались в Кремле. Такое беспрецедентное решение принял после Великой Отечественной войны Иосиф Сталин. Вождь разрешил республиканским властям (БССР и УССР) иметь собственные наркоматы иностранных дел и обороны. Так Советский Союз на короткое время превратился в объединение, напоминающее нынешнее СНГ.
Суверенитет по-советски
На единственном «военном» пленуме ЦК ВКП(б) в 1944 году нарком иностранных дел Вячеслав Молотов напомнил, что в Красной Армии существуют национальные войсковые формирования. Теперь же их предлагалось создать на республиканском уровне.
Молотов также подчеркнул, что такой «подарок» республики получили за «их политический, экономический и культурный рост, национальное развитие». При этом определённая свобода, как оказалось, стала успехом «ленинско-сталинской национальной политики».
Как это и было принято в СССР, властное решение в кратчайшие сроки облекли в юридические рамки, после чего директива была спущена ниже.
На Западе данное решение не оценили. Идеологические противники посмеивались над новшеством, намекая – в армии всё равно ничего не изменится.
Места под солнцем
Как известно, хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. «Смена вывесок» имела серьёзные политические последствия. Получив атрибуты независимых государств, Белорусская и Украинская ССР 26 июня 1945 года подписали Устав ООН. А вот за представителя РСФСР и остальные союзные республики подпись ставил уже представитель СССР.
Таким образом, Советский Союз получил дополнительные «места» в ООН. При этом Иосиф Виссарионович изначально и вовсе планировал «подарить» призрачную суверенность всем союзным республикам, чтобы сделать их самостоятельными членами международной организации для «дипломатического равновесия». Но присутствие в ООН отдельно БССР и УССР западные политики считали издевательством и насмешкой. В ответ президент США Франклин Рузвельт начал требовать выделить места и для каждого американского штата.
«Игра в независимость» закончилась в 1946 году, когда чиновники вновь решили «прибрать к рукам» оборону и внешнеполитические решения. Историки сходятся во мнении, что ничего, кроме потерь такая борьба за большинство в ООН не принесла. Республиканские МИДы простаивали – ни одно их решение Москва так и не одобрила, а сотрудники продолжали исправно получать зарплату. Кстати, республиканские армии и вовсе удалось создать только на бумаге.