Священник Гпон: за что был убил главный участник «Кровавого воскресенья»
22 января 1905 года в Санкт-Петербурге произошло Кровавое воскресенье — расстрел мирной рабочей демонстрации, который стал началом Первой русской революции. Одним из главных участников этих трагических событий был священник Георгий Гапон, который несправедливо вошел в историю как провокатор и тайный агент полиции.
Двойная игра
Согласно историку Феликсу Лурье, Гапон вел двойную игру: он усыплял бдительность полиции, уверяя ее высшие чины в том, что в его организации нет места революционным идеям, а сам в это время подстрекал рабочих объявить всеобщую забастовку.
«Мирное шествие с хоругвями»
На что рассчитывали организаторы демонстрации, когда заранее было известно о намерении царя отвергнуть петицию и жестко пресечь беспорядки?
Возможно, Гапон рассчитывал, что расстрел мирного шествия вызовет народное восстание, во главе которого встанет именно он.
Агент
Был ли Гапон сотрудником полицейской охранки, двойным агентом?
Несмотря на слухи о предательстве Гапона и его доносах на бывших товарищей, в списках Департамента полиции нет никаких сведений о тайном агенте Георгии Гапоне.
«Громкое имя»
Вдова Гапона говорила, что у ее мужа были компрометирующие данные на неких важных персон.
Ходили слухи, что «громким именем» был Сергей Витте, министр финансов, который одолжил Гапону 30 тысяч.
Тень Евно Азефа
Евно Азеф, он же офицер полиции «Раскин», он же один из предводителей эсеров, мог быть причастен к убийству Гапона.
Георгий Гапон был убит 28 марта 1906 года на даче Звержинской в поселке Озерках под Петербургом. Его нашли только через несколько дней с петлей на шее.
Официальный убийца Гапона — ближайший соратник священника Петр Рутенберг — был быстро найден и пойман. Его опознал местный дворник. Петр не отрицал своей причастности, рассказал, как произошло само убийство, и кто еще из рабочих при этом присутствовал. Причиной он назвал продажность и предательство Гапона, его связи с вице-директором Департамента полиции П.И. Рачковским. Но впоследствии историки нашли еще одну «темную тень», стоящую за расправой с Гапоном – это был Евно Азеф. Именно он подстроил обвинение Гапона в «двойной игре», чтобы выгородить настоящего тайного агента – себя.
Читайте наши статьи на Дзен