Как на самом деле жили бурлаки
С XVI века до эпохи паровых двигателей движение судов вверх по реке осуществлялось с помощью бурлаков. Эти мужественные люди, которых называли ярыгами или ярыжками, вручную тянули баржи, суда и плоты против течения.
Волга была главной транспортной артерией России, и по ней ежегодно курсировали тысячи судов, груженых товарами со всей страны. Десятки тысяч бурлаков, изможденные, но не сломленные, тащили эти грузы вверх по течению.
Тяжелая работа и суровые традиции
Жизнь бурлака была нелегкой. Работа была монотонной, изнурительной и опасной. Тянуть лямку приходилось в любую погоду, под палящим солнцем, проливным дождем и даже в лютый мороз.
У бурлаков были свои традиции. В определенных местах на Волге, называемых «Жареными буграми», проходило посвящение новичков в профессию.
Новичок должен был пробежать по крутому откосу бугра, под градом ударов лямкой от лоцмана. Чем быстрее он добирался до вершины, тем меньше ударов получал.
Достигнув вершины, бурлак становился полноправным членом артели.
Иерархия в артели
Во главе артели стоял водолив, он же старший бурлак. Он отвечал за подряды, договоры, сохранность грузов и техническое состояние судна.
Следующим по старшинству был лоцман, он же «дядя» или «булатник».
«Шишка» — передовой бурлак, тянувший лямку, следил за слаженной работой тягловых бурлаков.
«Косные» — два бурлака, которые в случае необходимости залезали на мачты судна, управлялись с парусной оснасткой и следили за дорогой.
Бурлаки могли быть коренными (нанятыми на весь сезон) или добавочными (нанимавшимися на время).
Тяжелая доля и песни как спасение
Труд бурлака был не только тяжелым, но и опасным. Суда часто попадали на мель, бурлаки могли получить травмы или даже погибнуть.
Единственной отрадой в этой нелегкой жизни были песни. Самой известной из них была «Эх, дубинушка», которая помогала бурлакам координировать силы и не терять дух.
На коротких остановках бурлаки штопали лапти, переобувались и готовились к дальнейшему пути.
«Уходила артель дальше, на берегу оставались тлеющие угли костра, разбитые лапти и прелые онучи, а иногда и грубо тесанные могильные кресты…»
Жизнь под гнетом
Наняв артель бурлаков, хозяин судна забирал у них вид на жительство.
Бурлак становился подневольным до конца маршрута.
По договору он был обязан
«Быть у хозяина во всяком послушании»
«Идти денно и нощно со всевозможным поспешанием»
«Не курить табак на судне»
«Не знаться с ворами»
«Отбиваться от разбойников»
В бурлаки шли не только мужчины, но и женщины.
«Нужда гнала на Волгу-кормилицу и женщин, сломанных беспросветной женской долей»
С распространением пароходов бурлацкий труд исчез полностью.
Сегодня мы вспоминаем о бурлаках как о людях мужественных и стойких, чей тяжелый труд был неотъемлемой частью истории России.
Читайте наши статьи на Дзен