Опричнина: как наводил порядок на Руси Иван Грозный
Зима 1565 года стала началом семилетнего периода «тьмы кромешной» — опричнины. Причины, ход событий и последствия этого периода до сих пор будоражат умы историков и обывателей. Опричнина превратилась в миф, живущий параллельно с исторической правдой.
«Тысяча лучших слуг»: замысел и результаты
В 1550 году Иван Грозный раздал подмосковные поместья тысяче «лучших слуг», среди которых были как дворяне, так и князья. От них требовалось лишь одно: быть всегда готовыми к выполнению любого поручения государя. Именно эти люди стали опорой царя в период опричнины: надежные, проверенные и преданные.
Стоит отметить, что реформа «тысячи лучших слуг» оказалась более эффективной, чем опричнина. В 1552 году Казань пала, ознаменовав собой победу в Казанской войне.
Причины опричнины: спорные версии
Чем же руководствовался Иван Грозный, вводя опричнину?
Месть и безумие: Широко распространена версия о желании царя отомстить своим врагам и его психическом нездоровье.
Утверждение власти: Возможно, царь стремился укрепить свою власть, полученную в результате нового титула и коронации в 1547 году, legitimacy of which was not universally recognized.
Борьба с детскими страхами: Не исключено, что опричнина стала для Ивана Грозного способом преодолеть детские страхи и комплексы.
Создание новой опоры: Возможно, царь хотел создать новое дворянство, преданное ему лично, и тем самым ослабить влияние бояр и князей, претендующих на престол.
«Вдовья доля»: опричнина как инструмент уничижения
Интересно, что в юридических документах того времени термин «опричнина» обозначал «вдовью долю» — часть имущества, полагавшуюся женщине после смерти мужа. Используя этот термин в новом значении, Грозный в очередной раз прибег к уничижению, сравнивая себя с осиротевшей вдовой.
Подобный прием он использовал не раз. Например, в послании в Кирилло-Белозерский монастырь он называет себя «грешным» или «псом смердящим». Царь вообще обладал своеобразным чувством юмора и любил играть со словами.
Опричнина: не только карательные отряды
Ошибочно полагать, что опричнина сводилась исключительно к деятельности карательных отрядов. «Черные мстители» действительно безжалостно расправлялись с изменниками по приказу царя.
Сам Иван Грозный утверждал, что всегда боролся с предателями, будь то боярин, дворянин или простой повар.
Раздел страны: земщина и опричнина
Когда бояре и духовенство прибыли к царю в Александровскую слободу с просьбами о его возвращении, он объявил о своем решении разделить страну на земщину и опричнину.
В земщине править поручалось боярам, а себе царь оставлял опричнину, где он единолично решал вопросы управления, казней и помилований.
Грозный желал освободиться от сложившейся системы управления и мешавших ему феодальных связей.
В опричнину вошли лучшие земли и более 20 крупных городов, включая Москву, Вязьму, Суздаль, Вологду и Великий Устюг.
Таким образом, была создана система, заложившая основы самодержавия на Руси.
Впоследствии самодержцы не раз прибегали к «опричным методам» управления.
Метла и песья голова
Опричниками становились люди проверенные, доказавшие свою верность, зачастую очень неглупые. К концу опричнины общий корпус войска достигал по разным оценкам 7 тысяч человек. С легкой руки любившего каламбуры князя Курбского опричников иногда называли кромешниками — от слова «опричь» в значении «кроме», «особенный». Они действительно были «особенными» – обладали практически неограниченной властью и решительным характером. В черных кафтанах, на вороных конях, украшенных черной сбруей – вид у царских «слуг» был устрашающим. Неизменным атрибутом опричников были метла и песья голова, которыми «декорировалось» седло. Символы давали понять, что любой государев изменник будет по-собачьи «выгрызен» и «выметен» поганой метлой. Впрочем, собачьи головы могли напоминать и об ужасной казни, к которой нередко прибегали: осужденного зашивали в медвежью шкуру и травили собаками.
Во время репрессий в одном только Новгороде было уничтожено по разным оценкам от 3 до 10 тысяч человек. Если учесть, что население города составляло в то время 30 тысяч человек, был убит как минимум каждый десятый.
После жестокой расправы с главой Боярской думы Иваном Федоровым, царь лично ездил с опричниками и уничтожал имущество изменника. Сегодня это связывают не столько с кровожадностью государя, сколько с его особым отношением к так называемому «нечистому имуществу», которое было неугодно Богу и не могло быть принято, например, монастырем.
Видимо, предчувствуя скорую расправу Федоров отписал часть земель Кирилло-Белозерскому монастырю, часть – в московскую обитель. Интересно, что Иван Грозный «подтвердил» дар, при этом, правда, вторую часть забрал себе в казну.
Действия опричников поражали, но не столько своей кровожадностью, к которой по большому счету русский народ был привычен, а масштабностью и зачастую бессмысленностью. Конечно, казни и грабежи были. Могли убить не только изменника, но и членов его семьи и прислугу, однако, массово истреблять крестьян ни один здравомыслящий опричник не стал бы. Дело в том, что во времена Ивана Грозного ощущался острый дефицит рабочих рук. Возможно, потому-то и был русский суд «самым гуманным» в мире: за «мелкие» нарушения чаще следовало позорящее наказание, например, публичная порка. Кому же будет нужен работник, которому отрубили руку? Подобным образом обстояло дело и с опричниной. Вотчины, которые получали государевы слуги, были ценны не землей, а дворами с крестьянами. У многих земли было предостаточно, только вот работать на ней было практически некому. Поэтому опричники старались не упустить возможности «поживиться» рабочей силой: иногда уговорами, иногда насильно вывозили крестьян изменника в свою вотчину. Слишком практичные даже заставляли мужиков разбирать избы и перевозить их на новое место жительства.
Читайте наши статьи на Дзен