Братья Ивана Грозного: что на самом деле с ними случилось
Широко известен, главным образом – благодаря фильму Сергея Эйзенштейна, двоюродный брат Ивана Грозного, князь Владимир Андреевич. Согласно общепринятой версии, он был отравлен по приказу царя, и большинство членов его семьи также были убиты. Менее известны родные братья Ивана Грозного. Кроме того, науке пока неизвестно, сколько же их было в точности.
Признанный младший брат
Юрий был младшим из двух детей московского великого князя Василия III и его второй жены Елены Глинской (старшим был сам Иван). Он родился в 1532 году и был глухонемым от рождения. Вследствие этого его не могли ничему научить, и царский брат рос умственно отсталым. «Безумен, без памяти, бессловесен» – так его характеризовал князь Андрей Курбский.
Хоть и умалишённый, но всё-таки царский брат. Поэтому князь Юрий Васильевич имел всё, полагавшееся ему по сану. В 15 лет его женили на Ульяне Дмитриевне, дочери видного царского воеводы Дмитрия Фёдоровича Палецкого-Щереды. В этом браке у царского брата в 1559 году родился единственный ребёнок – сын Василий, вскоре скончавшийся, не прожив и года. Юрий сопровождал царя во многих поездках и даже участвовал в военном походе на Казань. Разумеется, сам он не мог ничем командовать, его именем распоряжались другие.
Слабоумного Юрия никто не рассматривал как претендента на престол. Когда в 1553 году царь опасно заболел, то единственным конкурентом малолетнему царскому сыну Дмитрию был только Владимир Андреевич. Поэтому вряд ли и родня Юрия могла считаться опасной для Ивана Грозного. Сам Юрий умер своей смертью в 1563 году, ещё до Опричнины.
Вдова Юрия княгиня Ульяна постриглась в Новодевичий монастырь. Царь окружил там свою невестку почётом и роскошью. Отсюда весьма сомнительными выглядят версии, которые, начиная с Н. Карамзина, обвиняют Ивана Грозного в её убийстве. Согласно им, в 1569 году, после расправы над князем Владимиром Андреевичем, опричники утопили в реке Шексне его мать Ефросинью, а заодно и княгиню Ульяну.
Ульяна могла считаться представительницей семейства Палецких, поддерживавшего Владимира Андреевича во время кризиса 1553 года. Расправляясь со сторонниками своего двоюродного брата, царь мог и её не пощадить. Однако об обстоятельствах убийства самого Владимира Андреевича и его родни существует немало противоречащих друг другу свидетельств. Что же касается убийства Ульяны, то о нём из современников сообщил только Курбский.
Если версия об убийстве княгини верна, то каким образом она перед этим очутилась за сотни вёрст от Москвы, где ранее проживала? В наше время историк Евгений Пчёлов привёл убедительные свидетельства, что вдова родного брата Ивана Грозного мирно скончалась инокиней Новодевичьего монастыря в 1574 году.
Был ли у Ивана Грозного старший брат?
В 1505 году, за два месяца до смерти великого князя Ивана III, его сын и наследник Василий женился на Соломонии Сабуровой. Он сам избрал себе невесту из пятисот красивых знатных девушек, специально доставленных для этой цели в Москву. Но брак по любви оказался бездетным. По прошествии двадцати лет Василий III начал бракоразводный процесс. В ту пору ещё не бывало такого, чтобы московский монарх постригал жену в монастырь за бесплодие. Это решение вызвало сильные возражения в среде духовенства. Но Василий III быстро заткнул рты оппозиционерам, причём не остановился даже перед свержением митрополита – впервые в истории глава Русской церкви был лишён своего сана по решению светской власти.
Дальнейшие известия о Соломонии Сабуровой сообщает Сигизмунд Герберштейн, австрийский посол, побывавший в Москве в 1526 году. Свои «Записки о Московии» он издал в 1549 году, поэтому трудно установить, что в них относится к непосредственным впечатлениям от поездки в Россию, а что явилось плодом позднейшей переработки информации.
По словам Герберштейна, Сабурова сопротивлялась насильственному постригу, и её подвергли бичеванию. Оказавшись в монастыре, Соломония (инокиня Софья) родила сына, которого назвала Георгием, но отказывалась показывать его кому бы то ни было.
Прочие сведения об этом казусе ещё труднее поддаются проверке. Слухи о сыне Василия III и Сабуровой явно ширились в России по мере того, как второй брак великого князя (с Еленой Глинской) тоже оказывался бездетным. Усиливалась молва, что Сабурова не была бесплодна, и что в бездетности был виноват сам великий князь. Рождение в 1530 году будущего царя Ивана IV, а в 1532 году его младшего брата Ивана, не положило конец этим слухам. Теперь уже вовсю сплетничали о том, что это, на самом деле, дети не великого князя, а князя Ивана Телепнёва-Оболенского.
Среди легенд Покровского монастыря в Суздале, где провела остаток жизни Соломония Сабурова, есть и легенды про её сына Георгия. По одной из них, бывшая великая княгиня отдала ребёнка в надёжные руки, а своего сына объявила мертворожденным.
В 16 веке во многих местах Руси распространились сказания о разбойнике Кудеяре, который был якобы тем самым сыном Василия III и Сабуровой, старшим царским братом, имевшим преимущественное право на престол.
Кроме слухов, переданных Герберштейном, есть два свидетельства, что сын Георгий у Василия III действительно был, что великий князь знал о нём, и что в тайну было посвящено ещё несколько лиц.
В 1527 году Василий III приказал построить в Москве церковь Георгия Победоносца по обету. Так как ни в одном документе не уточняется, что это был за обет, то считается возможным, что великий князь решил возвести этот храм во искупление своего греха, связанного с насильственным постригом первой жены и лишением престолонаследия своего сына.
Во вкладной книге Борисоглебского монастыря в Ростове Великом есть запись о совершении службы в память о князе Юрии Васильевиче 22 апреля. Младший брат царя не подходит под неё. Остаётся предположить, что это и есть тот самый Георгий (Юрий – другой вариант того же имени), сын Сабуровой. По записи устанавливается и дата его смерти – между апрелем 1557 и апрелем 1558 гг.
Остаётся разузнать, в таком случае, где прошли тридцать два года жизни непризнанного наследника московского государя, который, при иных обстоятельствах, мог бы заменить на престоле Ивана Грозного и стать продолжателем рода московских царей.
Читайте наши статьи на Дзен