Убыхи: почему исчез один из самых храбрых кавказских народов
Среди многочисленных этносов, населявших Кавказ, наибольшими храбрецами слыли убыхи – представители одной из самых малочисленных народностей данного региона. Будучи отважными воинами, они самозабвенно защищались от неприятелей, стремясь сохранить собственную культуру. Однако, несмотря на мужественность, убыхам была уготована весьма незавидная участь.
Коренные кавказцы
Родственные по культуре, традициям и быту адыгам, абхазам и абазинам, коренные жители Кавказа убыхи до 1864 года компактно проживали на территории исторической Убыхии, занимавшей пространство на черноморском побережье между реками Шахе и Мзымта.
Сами себя убыхи именовали «туахъы» и «абза», и разделялись на три крупных общества, руководимых князьями. Однако все они говорили на одном общем уникальном языке, алфавит которого состоял из рекордного числа звуков, среди коих насчитывалось 84 согласные и всего 2 гласные фонемы.
Первая группа называлась убыхи и населяла местность между pеками Хоста и Шахе, вторая звалась Вардане и обитала между реками Сочи и Сюепсе, а третья была известна как Саше, жила между долиной реки Сочи и рекой Хоста, и слыла самой воинственной среди сородичей. Автохтонные старожилы современного Большого Сочи занимались в основном рыболовством, животноводством, бортничеством, садоводством и меновой торговлей с соседней Османской империей.
К слову, основным товаром для экономического сотрудничества с турками были трофеи и рабы, которых убыхи захватывали в ходе многочисленных столкновений с соседними народами. В среднем на 10 свободных убыхов доводилось 3 раба, из-за чего они слыли беспрецедентными на Кавказе горцами-рабовладельцами. С турками убыхов связывала не только торговая деятельность, но и мусульманская религия, которая удивительным образом сочетала в себе язычество и заметное влияние греческого христианства.
Самые храбрые
Общая численность убыхов к середине XIX века составляла 50-70 тысяч человек, но при этом до того момента, как они были покорены войсками Российской империи, командование армии полагало, что имеет дело с многочисленным народом.
Подобное мнение у русских офицеров сложилось из-за исключительной славы убыхов у закубанских черкесов. Кроме того во времена кавказских войн именно они возглавляли и составляли ударное ядро большинства горских отрядов. Убыхи выделялись среди черкесских народов своей мощной военной организацией, позволявшей им на протяжении нескольких десятилетий XIX века противостоять русской армии и выстраивать успешное национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа. Благодаря своей храбрости они отчаянно шли в наступление, а если приходилось отступать, покидали поле сражения последними.
Штурм Навагинского укрепления
Знаковой страницей в истории убыхов стал масштабный штурм расположенного в низовье реки Сочи Навагинского укрепления. Появившийся на данной местности весной 1836 года Навагинский форт обороняли 8 офицеров и около 300 бойцов нижних чинов. Регулярно подвергавшийся нападениям горцев, форт ночью 28 сентября 1840 года был мощно атакован крупным отрядом. В результате неожиданного наскока было убито значительное число защитников форта, в том числе начальник крепости капитан Подгурский, но полностью овладеть укреплением убыхам не удалось. Благодаря подоспевшим отрядам генерала Анрепа, базировавшимся в Укреплении Святого Духа, русским удалось вернуть в своё распоряжение Навагинский форт после изнурительных трёхдневных столкновений.
После этого события горцы перестали совершать масштабные атаки на царские войска, однако убыхи продолжали бороться с ними, а также с поддержавшими их кавказцами. Основные удары убыхов приходились по коммуникациям регулярных частей русской армии.
Отчаянное сопротивление
Воинственные и свободолюбивые убыхи, не смирились с положением дел даже тогда, когда пришло известие о пленении имама Шамиля и капитуляции Магомед-Эмина.
Поддерживаемые и подталкиваемые инструкторами из Османской империи, убыхи неистово сопротивлялись русским силам, многократно превосходившим их в числе.
В начале лета 1861 года по инициативе убыхского вождя Хаджи Керантуха Берзека недалеко от Сочи был собран меджлис «Великое и свободное заседание», куда вошли также представители западноабхазских обществ и абадзехи, не желавшие капитулировать перед российской армией.
Совместными усилиями в долине реки Псахе они построили здания мечети, меджлиса и суда, и поставили цель реконструировать тип общественного управления на основе шариата, которого придерживался Магомед-Эмин.
Непокорным горцам казалось, что им удастся создать отдельное кавказское государство и установить на подконтрольной им территории свои законы. Однако усталость местного населения от войны, желание жить мирной жизнью, а также завоевание русской армией Дагестана, перечеркнули их планы.
Ультиматум
Переброшенные на Западный Кавказ дополнительные войска сделали сопротивление убыхов бессмысленным.
В 1864 году убыхам был выдвинут ультиматум, предлагавший им либо переселиться с прибрежной полосы Чёрного моря в предгорья Кавказа, либо эмигрировать в Османскую империю.
Причина подобного жёсткого требования заключалась в том, что не желавшие идти на компромисс убыхи представляли угрозу для безопасности Российской империи. Дело в том, что Россия, после поражения в Крымской войне 1853—1856 годов лишилась возможности держать укрепления и военный флот на черноморском побережье, а присутствие на данной территории нелояльного к правительству населения таило в себе много опасностей.
Нестабильная ситуация в регионе была выгодна прежде всего вечно разыгрывавшим «черкесскую карту» западным державам, а также соседней Турции, всегда покушавшейся на российские территории.
Переселение
Оказавшись перед сложным выбором, убыхи предпочли переселению в кубанские степи мухаджирство – массовый переезд в Османскую империю.
Этому решению способствовал ряд факторов. Во-первых, убыхи не желали жить бок о бок со своими злейшими врагами казаками и крестьянами. Во-вторых, горцы не представляли своё существование вне гор и привычного уклада. В-третьих, их не радовала перспектива уплаты налога в российскую казну. В-четвёртых, убыхи не хотели, чтобы на них распространялась воинская повинность, и хотя центральная власть обещала, что они не будут привлечены к несению службы в качестве казаков и солдат, горцы не верили эти заверениям.
Депортация убыхов была проведена в кратчайшие сроки. Всего за три недели южный склон Западного Кавказа в междуречье Шахе-Хоста покинуло от 50 до 70 тысяч убыхов.
В Османской империи, те, кто не погиб в пути, были расселены на значительной территории от Сирии до Мраморного моря и Балкан. Таким образом, убыхов лишили возможности компактного проживания в рамках своего народа. Оказавшись в турецком окружении убыхские семьи постепенно стали жертвами ассимиляции. Желая скорее интегрироваться в новое общество, они утратили свою национальную идентичность и язык, прекратив существование как этнос.