«Удал-добры молодцы»: как готовили первый русский спецназ
В современных армиях спецназ не зря считается элитой – вмешательство людей в беретах способно переломить даже тяжёлую боевую ситуацию. Хотя спецназ в современном виде появился лишь в XX веке, у российских спецназовцев есть исторические предшественники – казаки-пластуны, по другому называвшиеся застрельщиками.
От войн Сечи до Великой Отечественной
Воинская традиция пластунов зародилась в среде казачества Запорожской Сечи. Так называли пеших стрелков-разведчиков, следивших из зарослей на побережье Днепра за передвижениями крымских татар. Пластуны населяли особый Пластунский курень, известный с XVI века. Название пластунов, по одной из версий, происходит от словосочетания «лежать пластом», так как они могли часами находиться в таком положении. Но более вероятна этимологическая связь с украинским глаголом «пластувати», что значит ползти, прижимаясь к земле.
Навыки пластунов не были утрачены после переселения части казаков-запорожцев на Кубань. Именно пластуны в первую очередь обороняли станицы от набегов черкесских хаджиретов. Казачьи разведчики совершенствовали свои умения в плавнях реки Кубань.
В конце XVIII века пластуны были официально признаны особым подразделением Черноморского казачьего войска. А по войсковому положению 1842 года в состав частей Черноморского войска стали включаться пластунские роты числом до 96 человек. Казачьи застрельщики отлично проявили себя в Кавказской войне, Крымской войне, русско-турецкой войне 1877-1878 годов, русско-японской войне. По подобию пластунов в царской армии стали создавать аналогичные команды в пехотных полках – это был шаг к рождению формирований специального назначения современного типа.
Четыре пластунских отдельных бригады, сформированных из казаков Терского казачьего войска, сражались за белых в Гражданскую войну. Пластунские батальоны, полки и даже целая казачья дивизия воевали в составе РККА в Великой Отечественной войне. В настоящее время в армии России нет пластунов, хотя звучат предложения присвоить это название некоторым отрядам спецназа.
Особенности подготовки
Пластунов, как и спецназовцев, отличало высочайшее воинское мастерство – именно за это царь платил им повышенное жалованье. Обучали новых пластунов сами пластуны. Они подмечали среди казаков наиболее подходящих кандидатов. Высоко ценились удаль и отвага, меткий глаз, здоровье, выносливость. Казачий историк Иван Попко говорил о «предприимчивых, мужественных, неусыпных» пластунах., которых внешне можно было узнать по угрюмым взглядам и навощенным усам. А писатель Владимир Гиляровский так описывал одну из пластунских «охотничьих команд» времён войны за освобождение Болгарии: «Оборванцы и удальцы, беззаветные, но не та подлая рвань, пьяная и предательская, а действительно, «удал-добры молодцы».
Пластунское искусство часто передавалось по наследству – если отец был пластуном, то и сын шёл по его стопам. Но слишком молодых людей в пластунские отряды старались не брать. Пластуны считали, что должная степень терпения и усидчивости приобретается человеком к среднему возрасту. Кроме того, кандидат желательно должен был оставаться холостяком – многие пластуны при своём образе жизни не могли жениться и обзаводились семьёй только выйдя со службы.
Настоящего пластуна отличало доскональное знание особенностей местности. Это неудивительно, ведь в кубанских плавнях такие казаки промышляли охотой. Высоко ценилось умение читать след врага на земле, узнавать историю его передвижения. Это искусство тоже было сродни охотничьему. Подобно некоторым видам животных пластуны мастерски запутывали следы: скакали на одной ноге, ходили задом наперёд и т.д.
Были у пластунов и другие особые умения: они могли угадывать длительность зимы по внутренностям диких кабанов, а также занимались волхвованием:
«Пластуны имеют свои, никем не спрашиваемые, правила, свои предания, свои поверья и так называемые характерства: заговор от пули, от обпоя горячего коня, от укушения змеи; наговор на ружье и капкан; «замовленье» крови, текущей из раны, и проч.», – рассказывал Иван Попко.
В ряде источников упоминается об особых техниках рукопашного боя с ножом, связанных с тренировкой мышц при ползании по-пластунски. Аутентичных описаний такого рода нет, хотя в XIX веке отмечалось, что пластуны владеют кинжалами не хуже кавказцев. В целом пластуны стремились мимикрировать под противника, обучались его языку. На Кавказе одеждой пластунам, как правило, служили трофеи, захваченные у горцев.
В бою пластуны стремились всеми силами уйти от погони и дрались до последнего. Если казак-застрельщик попадал в плен и был продан в рабство к горцам, он обычно находил способ бежать.
Как наиболее подготовленным бойцам Черноморского войска, пластунам доверяли передовое оружие. Например, они первыми опробовали дальнобойные ружья-штуцера.
Пластуны на войне
В первую очередь командование использовало пластунов для разведки. Во время переходов они составляли передовые дозорные отряды. Пластуны не только отслеживали противника, но и находили способы преодоления препятствий, например, искали брод через реку. Пока казаки отдыхали на привалах, пластуны сидели в засаде, готовые в случае опасности придти на выручку. А когда отряд закреплялся на местности, застрельщики «прочёсывали» окрестные леса и наблюдали за врагом, по одному из свидетельств, «зорче сторожевых вышек».
Пластуны устраивали групповые вылазки в тыл неприятеля, объединяясь в группы по 3-10 человек. Из удачного наблюдения, украдкой подслушанного разговора можно было почерпнуть тактически ценную информацию. Пластуны могли часами сидеть, не шелохнувшись, в ужасающих условиях – в воде среди речных камышей или в снегу. Из казачьего опыта пришло выражение «ползти по-пластунски» – значит, скрытно перемещаться на локтях. Поскольку пластунам приходилось ползать по кустам, внешне они выглядели как «оборванцы».
Но пластуны не ограничивались наблюдением. Порой они нападали на врага по принципу «волчий рот и лисий хвост». Это значило нанести урон противнику, незаметно подкравшись к нему. Немало удачных пластунских диверсий вошло в хроники Крымской войны. Случалось, казаки захватывали в плен целые артиллерийские батареи – во время рейда 28 ноября 1854 года пластуны заставили французов перетащить в расположение русских три шестипудовых мортиры. Как диверсантов использовал пластунов во время русско-турецкой войны генерал Михаил Скобелев, который и сам нередко ходил по ночам на турецкий берег Дуная вместе с казаками.
С начала XX века роль пластунов изменилась. В сражениях высокой интенсивности пластуны погибали первыми. На фронтах Первой мировой войны сражались 24 пластунских батальона, из которых 22 были задействованы в ходе знаменитого Брусиловского прорыва. С успешными действиями пластунов связывают важную победу под Сарыкамышем в 1915 году. При этом в пластунских батальонах замена кадров по причине выбытия из строя происходила в 1,5 раза чаще, чем в стандартных казачьих частях.
Читайте наши статьи на Дзен