Почему русские не оплакивали умерших детей
В дореволюционной России высокая детская смертность была трагической, но обыденной реальностью. По данным исследователя Е.А. Кваши, в 1901 году в Российской империи до своего первого дня рождения не доживало около 40,5% младенцев, а в некоторых регионах, как, например, в Пермской губернии, этот ужасающий показатель достигал 60%. Смерть ребенка была настолько частым явлением, что к ней выработалось особое, отличное от современного, отношение, глубоко укорененное в языческих верованиях и православных канонах.
Последние проводы
Умерших младенцев не слишком оплакивали, поскольку, начиная с языческих времен, наши предки считали, что новорожденный младенец еще не является полноценным членом общества. Вплоть до крещения он оставался как бы между двух миров и с приходом в мир еще должен был «очеловечиться», «дорасти» до обретения подлинной души.
Некрещеный ребенок приравнивался к иноверцам и считался нечистым. При нем всегда горела лампадка, чтобы злые духи в темноте его не подменили. Также его не целовали, не выносили из дома, не показывали посторонним. Если же ребенок был мертворожденным или не доживал до обряда крещения, он становился «заложным» покойником и переходил в разряд нечистой силы.
Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало
Умершие младенцы, согласно народным поверьям, превращались в речных русалок и в посевной сезон бегали по полям, хлопая в ладоши и припевая: «Ух, ух, соломенный дух! Мене мати породила, в ямку положила». Лишь через семь лет, если мать молилась и регулярно окропляла его могилу святой водой, умерший младенец начинал восприниматься как крещеный и даже мог стать «клобуком» – хранителем семейного очага, для чего детей нередко хоронили под порогом дома или в подполе, часто даже без гроба.
По церковным правилам
Этот обычай был искоренен в царской России лишь в XIX веке. Также умерших новорожденных погребали за огородом, на перекрестке дорог, на берегу реки или за кладбищенской оградой, но только не на самом кладбище, о чем свидетельствуют научные экспедиционные изыскания, проводившиеся в Пермском крае в 2014-2017 годах. Могилы некрещеных младенцев не имели даже обычного православного креста, их отмечали крестообразно связанными палочками и столбиком, иногда на месте могилы сажали яблоню.
Что стало с женой и детьми Василия Сталина
Такие обряды захоронения младенцев красноречиво говорят и о психологическом восприятии утраты, которая воспринималась как естественный порядок вещей. И хотя сегодня традиция внекладбищенских захоронений давно миновала, до сих пор по церковным канонам некрещеных младенцев хоронят без отпевания и не поминают. Считается, что такие детские души не прославятся, но и не понесут наказания, а будут находиться в неких промежуточных сферах. Впрочем, оплакивать не принято было и крещеных младенцев. Церковь считает, что, поскольку у ребенка не может быть осознанно совершенных грехов, он, скончавшись уже после обряда крещения, прямиком отправляется на небо в райские кущи и пребывает в вечном блаженстве. Так что оплакивать его грешно. В случае, если умерший ребенок был крещен, его отпевают и служат панихиду, но вместо отпущения грехов просят для него Царствия Небесного.онах сохранились до сих пор: некрещеных младенцев хоронят без отпевания. Эта печальная страница нашей истории напоминает о том, как вера и традиции помогали людям переживать невыносимое.