Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2025-09-15 08:15:00

Что произошло с царевной Ксенией Годуновой

Ее красота сводила с ума современников, ее ум и образование поражали иностранных гостей, а ее судьба стала одним из самых трагичных символов русской Смуты. Царевна Ксения, дочь Бориса Годунова, обладала всем, чтобы стать украшением любого европейского двора. Но история распорядилась иначе, превратив ее жизнь в череду потерь и страданий.

Красавица

Князь Иван Катырев-Ростовский оставил ее подробное описание: «…зелою красотою лепа, бела вельми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны велики, светлостию блистаяся… власы имея черны, велики, акы трубы, по плещам лежаху». Но красота была лишь дополнением к ее главным достоинствам: Ксения получила блестящее образование, была «писанию книжному навычна» и знала несколько языков.

Став царем, Борис Годунов сразу начал искать для дочери достойную партию, видя в династическом браке способ укрепить авторитет новой династии. В очередь на ее руку выстроились европейские принцы:

Густав, сын шведского короля, получил в удел Калугу, но был отвергнут из-за скандальной связи со своей любовницей.

Максимилиан, брат австрийского императора, — ему Годунов был готов уступить даже в вопросах веры, разрешив остаться католиком, но сделка сорвалась.

«Жратва»: что означает это слово на самом деле

Иоанн, брат датского короля, — казалось, идеальный жених. Его встречали в Москве с невиданной пышностью: колокольный звон, пушечные залпы, златая карета. Молодые люди понравились друг другу. Но судьба готовила жестокий удар. После паломничества в Троице-Сергиеву лавру герцог скоропостижно скончался от горячки. Несостоявшаяся невеста оплакивала его в слезах, а позже Александр Пушкин вложит в ее уста пронзительные строки: «Милый мой жених, прекрасный королевич, не мне ты достался, не своей невесте – а тёмной могилке на чужой сторонке».

Вслед за неожиданной смертью герцога в судьбу Ксении вторгаются другие печальные и разрушительные события. В 1605 году скоропостижно умирает Борис Годунов. Через пару месяцев трон занимает Лжедмитрий I. Самозванец понуждает царскую дочь стать чуть ли не своей наложницей. На её глазах убивают мать и брата, а сама она чудом выживает после принятия яда. Вскоре Лжедмитрий повелевает сослать царевну на Белоозеро в девичий монастырь. Так царевна Ксения превращается в инокиню Ольгу, и так начинаются её скитания по монастырским местам.

По монастырям

В конце концов, она поселится в Троице, куда в 1606 году торжественно перенесут тело Бориса Годунова. В 1608 году отряды «Тушинского вора» начнут знаменитую осаду Троицкого монастыря, которой предстоит затянуться на 16 месяцев, а самой Троице – стать одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Сохранилось письмо Годуновой к тётке в Москву, где она жалуется, что «в своих бедах чуть жива».

90-60-90: как эти «габариты» стали эталоном женской красоты

Осаду монастыря сняли, но на этом злоключения Ксении не кончаются. В 1610 году она переезжает в Новодевичий монастырь. Теперь тут орудуют шайки «Ивашки Заруцкого». Там они, как сказывается в одной грамоте, «королеву, дочь князя Владимира Андреевича и Ольгу, дочь царя Бориса, на которых прежде взглянуть не смели, ограбили донага».

Рукодельница

Чтобы скрасить монастырские тяготы в годы смут, Ксения занимается рукоделием – это ещё один её бесспорный талант, делающий царскую монахиню в глазах окружающих благочинной русской женщиной, ибо шитьё пелён и церковных покровов считалось делом богоугодным и включалось в число подвигов «святых» женщин.

До нас дошло несколько творений лицевого шитья, принадлежащих руке Ксении. Одно из них – покровец на гробницу Сергия, изображающий Троицу.

Ещё одно рукоделие – одежда на жертвенник, или индития, также «вышитая трудами» Ксении Борисовны и похожая, скорее, на ювелирное произведение. Оба творения Ксения создала в традициях годуновской «светлицы» – эталонной мастерской художественного шитья.

На фоне перипетий Смутного времени прекрасный образ Ксении Годуновой выглядит особенно трагичным. О Годуновой было сочинено несколько народных песен, которые дошли до нас только потому, что однажды растрогали одного английского священника, бывшего с посольством в Холмогорах. В одной из них, найденной в его записной книжке, Ксения сравнивается с «малой птичкой», «белой перепёлкой», чьё гнёздышко хотят «разорити». А в другом, видимо очень популярном на тот момент «Плаче», говорится, что злоключения были ниспосланы Ксении за «зело чюдного» мужа, всесильного царя Бориса Федоровича Годунова.

А сплачется на Москве царевна,
Борисова дочь Годунова:
«Ино, боже, Спас милосердой!
За что наше царьство загибло:
за батюшково ли согрешенье,
за матушкино ли немоленье»?

Плато Путорана: чем опасен географический центр России

Ленин и Крупская: почему они не оставили потомства

Отрицательная смерть: в каком случае врачи ставят такой диагноз

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: