Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2025-10-16 10:25:00

Зачем в 1943 году Сталин ввёл раздельное обучение в школах

Лето 1943 года. Красная Армия ведет тяжелейшие бои на Курской дуге, решая судьбу войны. А в тылу в это время происходит тихая, но не менее судьбоносная реформа: 16 июля выходит постановление о введении раздельного обучения мальчиков и девочек. Страна, терявшая на фронтах сотни тысяч мужчин, готовила новое поколение — мальчиков-воинов и девочек-хозяек.

Приказ с фронта для школьных классов

Реформа была стремительной. За полтора месяца летних каникул школы в крупных городах должны были полностью перестроиться. Хотя в сельской местности, где не было возможности содержать несколько школ, обучение так и осталось совместным.

Власти объясняли нововведение просто: цель «искоренения неравенства» достигнута, а теперь пора готовить детей к их истинному предназначению. Как писала «Пионерская правда» в августе 1943 года: «Мужчина должен быть воином, и с первого же класса школа должна готовить мальчиков к службе в Красной Армии».

Ямантау: почему эта гора считается самой секретной в России

Чтобы девочки не чувствовали себя обделенными, чиновница Наркомпроса Надежда Парфёнова разъясняла: «На фронте тоже существует разделение труда. Женщина становится врачом, санитаркой, связисткой, а не бойцом». Поэтому военно-физкультурная подготовка для них стала иной.

Трудный эксперимент

Общество восприняло школьную реформу неоднозначно. Например, поэт Давид Самойлов видел в появлении мужских и женских школ один из признаков «обращения к традиции» и вступления советского государства в «пору зрелости».

Самих детей сильно расстроило разрушение сложившихся классных коллективов. Негативно отнеслись к разделению и некоторые девочки, воспитанные в довоенных идеалах.

«У нас школы мужские и женские. По радио говорили, что в девушках надо воспитывать чувство материнства, скромность, стыдливость, хороших хозяек. А из юношей воинов; храбрых, преданных своей родине, закалённых. Это меня очень злит. Я не хочу быть матерью, а скромности во мне ни капельки нет», – записала в дневнике 11 сентября 1943 года 15-летняя москвичка Марина Добрынина.

Дело Чикатило: какие ошибки допустили следователи, когда ловили маньяка

Хотя декларировалось, что раздельное обучение укрепит дисциплину, на практике это стало тяжёлой нагрузкой для учительниц, особенно в мужских школах. Как отмечает кандидат педагогических наук из Украины Жанна Стельмашук, в женских школах нарушений дисциплины было значительно меньше, чем в мужских, что объясняется «психофизическими особенностями учащихся». В 1944 и 1951 годах выходили приказы «Об укреплении дисциплины в школе», вводился строгий порядок школьных дежурств учителей, родителей и общественности. Однако формальное заучивание «Правил для учащихся», к которому зачастую сводился воспитательный процесс, не могло исправить ситуацию. В некоторых городах доходило до того, что мальчишки сколачивали настоящие банды, действовавшие с особой жестокостью. Одна из таких группировок орудовала в 1946 году в Омске, где 18-летний Анатолий Воробьев собрал вокруг себя подростков в возрасте от 13 лет и старше. Они убивали сверстников с целью грабежа, а тела жертв прятали на чердаке кинотеатра «Гигант».

Социально-педагогический эксперимент сталинского времени продолжался недолго. В 1954 году, через год после смерти «отца народов», школы вернулись к прежней модели — совместному обучению мальчиков и девочек. Вероятно, на решение советского руководства повлияли, среди прочего, события в Корее, после которых Москва отказалась от планов «горячей войны» с Западом.

Фантом ДНК: как советский ученый доказал существование души

Главный йог СССР: чем смерть Владимира Шуктомова так поразила сотрудников КГБ

«Отрицательные»: что не так с людьми у которых «минусовая» кровь

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: