Бой под Гурбами: чем закончилось самое крупное сражение чекистов с бандеровцами
Весной 1944 года, в ходе Проскуровско-Черновицкой наступательной операции, части Красной Армии продвигались на запад, освобождая территории Западной Украины. В то время как регулярные войска сражались с вермахтом, в их тылу разворачивалась другая, не менее ожесточенная война. Войска НКВД проводили масштабные операции против формирований Украинской повстанческой армии* (УПА*), которые действовали в регионе.
Большая Кременецкая операция
В середине апреля 1944 года началась так называемая «Большая Кременецкая операция» — крупная акция НКВД по зачистке тыловых районов от повстанцев. По мнению ряда историков, её активизация стала ответом на гибель от ранения, нанесенного боевиками УПА*, командующего 1-м Украинским фронтом генерала Николая Ватутина, скончавшегося 15 апреля.
Для проведения операции были задействованы значительные силы — около 30 тысяч человек из состава войск НКВД и заградительных отрядов. К 23 апреля, продвигаясь по линии Збараж – Волочинск – Острог, они сумели окружить несколько повстанческих отрядов в районе Кременецких лесов.
Позиция под Гурбами
Ключевым узлом обороны УПА* стало село Гурбы, куда отошли основные силы украинских националистов из группировок «УПА-Север» и «УПА-Юг» под общим командованием Василя Кука, Петра Олейника, Николая Свистуна и Ивана Лиса. По свидетельствам участников событий, повстанцы заняли позиции в труднодоступной лесисто-болотистой котловине.
Какие секретные обряды существовали в секте хлыстов
Решающий этап боя начался рано утром 24 апреля, когда под удар попал курень Сторчана. Как утверждает украинский историк Пётр Мирчук, в какой-то момент повстанцам даже удалось обратить бойцов НКВД в бегство. По его версии, в том бою был застрелен советский полковник, отличившийся ещё в Финскую войну. «Сторчановцы» оборонялись с 4 до 11 часов утра, но в конце концов у них закончились патроны. Многие, не желая сдаваться, покончили с собой.
По свидетельству Мартына Головатюка, советские войска взяли под контроль стратегические высоты с северной стороны. Оттуда они в течение всего дня вели обстрел украинских позиций. В небе порой появлялись разведывательные самолёты.
В распоряжении войск НКВД имелись выделенные маршалом Жуковым 8 (или 15) танков и артиллерия. Впрочем, бандеровцам тоже было чем ответить – они располагали 15 миномётами и двумя артиллерийскими батареями.
Раненых повстанцев вытаскивали с поля боя крестьяне-ополченцы, которые доставляли их в полевой госпиталь в лесу.
К вечеру советские войска заняли высоту, которую обороняло подразделение Андрея Шума. После этого бандеровцы решил уходить из окружения. В ночь на 25 апреля им удалось с боем вырваться из селения. Уходили националисты главным образом в Полесье, и Суражские леса. Некоторые спрятались в схронах в окрестных сёлах. Кременецкая операция существенно облегчила положение Красной Армии на Западной Украине.
Итоги
Некоторые украинские историки измеряют потери бойцов НКВД сотнями и даже тысячами человек. Цифры эти восходят к допросу политического референта Олейника — Остапа (В. Худенко). Опираясь на полевые донесения, он написал в отчёте, что в Гурбах было убито «2000 большевиков» и лишь 200 повстанцев.
Главные качества русского солдата, которых боялись противники
Похожие данные приводятся в листовке, составленной неким «Косенко». В ней говорится о 136 убитых и 15 раненых бандеровцах. При этом чекисты якобы потеряли 900 человек убитыми и такое же количество – ранеными. Тот же источник утверждает, что повстанцы подбили 4 танка и забрали ценные трофеи.
Доверять этим цифрам не приходится. Даже если забыть о пропагандистской ангажированности, у бандеровцев не было возможности точно подсчитать потери противника. Да и свои, заметим, тоже – после битвы войска УПА оказались рассеяны.
Совсем иные данные фигурируют в отчёте Лаврентия Берии Сталину. «Лубянский маршал» докладывал о 2018 убитых и 1570 взятых в плен националистах. Войска НКВД при этом потеряли 11 человек убитыми и 46 ранеными. Правда, Бария свёл воедино сводки 26 столкновений, имевших место с 21 по 27 апреля в Кременецких лесах.
На сей счёт у сторонников УПА есть «универсальное» объяснение: погибали вовсе не бандеровцы.
«Они наступали, мы сидели в лесу, и у них были большие потери, мы же в том бою потеряли один процент бойцов – около сотни человек, – заявлял в интервью Василь Кук. – А в их отчётах наши потери составили две тысячи убитыми – это всё были мирные жители».
Существует также точка зрения, что потери врага сильно преувеличивали обе стороны. Российский историк Андрей Артизов в книге «Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны» приводит такие данные: «около 80 убитых со стороны УПА и около 120 большевиков».
Раскопки под Гурбами тоже не подтверждают грандиозных потерь. В Пантеоне героев, устроенном при содействии властей Ровненской области, перезахоронено чуть больше 30 останков, найденных на месте боя.
Остаётся добавить, что на фоне всенародной борьбы советских украинцев против немецкого фашизма эта «самая масштабная битва УПА» в Гурбенском котле выглядит весьма незначительным событием.
* – организация запрещена в России