Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2025-10-18 08:46:00

Как бывшие полицаи скрывались от правосудия после Великой Отечественной

Едва закончилась Великая Отечественная война, как на освобожденных территориях начались суды над пособниками нацистов — полицаями и карателями. Большинство из них были осуждены по печально известной 58-й статье УК РСФСР. Однако, как вспоминали следователи, в условиях острой нехватки рабочих рук для восстановления страны смертную казнь применяли ограниченно. Многие отбыли сроки в лагерях, некоторые вышли по амнистии досрочно и вернулись к мирной жизни. Но были и те, кому удалось избежать правосудия, начав двойную жизнь под маской советских граждан. Как же складывалась судьба этих людей?

«Уважаемые люди»

Самой распространенной и надежной маскировкой для военных преступников стала легенда о фронтовом прошлом. Выдавая себя за участников войны, они не только избегали подозрений, но и пользовались уважением и льготами. Павел Тестов, служивший в 1943 году в немецком карательном отряде в Новгородской области, после войны перебрался в другой район. Там он, представляясь ветераном, был удостоен медалей «За Победу над Германией» и «20 лет Победы». Лишь благодаря случайности и показаниям выживших свидетелей его настоящее прошлое было раскрыто.

Ямантау: почему эта гора считается самой секретной в России

Алексей Майборода, полицай из Харьковской области, в послевоенные годы сменил имя и отчество, обосновался в Донецкой области. Он стал уважаемым человеком, рационализатором, почетным донором, сдав несколько литров крови. Взять его удалось только после того, как его опознали свидетели. Наиболее циничный случай — Павел Алексашкин, командовавший карательным отрядом в Белоруссии. Отсидев небольшой срок за «службу у немцев» (истинный характер деятельности был скрыт), он переехал в Ярославскую область. Там он не только получал ветеранские льготы, но и выступал перед школьниками с рассказами о «своем боевом пути». Разоблачить его помог лишь случайный запрос из органов по делу другого нацистского преступника.

По городам и весям

Бывшие пособники фашистов, даже если им удавалось избежать наказания, редко чувствовали себя совершенно спокойно. Как правило, они меняли место жительства, колеся по стране и скрываясь от правосудия. Например, начальника тайной военной полиции Богодуховского района Харьковской области Скляра удалось спустя годы отыскать на Алтае. Он изменил фамилию, отрастил огромную бороду. С него даже портрет писал один известный художник, который пленился его колоритной, настоящей сибирской внешностью.

Дело Чикатило: какие ошибки допустили следователи, когда ловили маньяка

Никто не сказал бы, глядя на этого почтенного старика, что в годы войны он вешал людей, вырезал на груди у партизан звезды. Одного украинского полицая по фамилии Бубело удалось отыскать уже после войны на Волыни. Он долго отпирался, несмотря на то, что его опознали свидетели. Выдал себя он следующим образом: когда в присутствии Бубело проводилась эксгумация одной из общих могил расстрелянных под руководством Бубело евреев, на свет подняли череп с длинной косой и лентой. Увидев это, полицай повалился на колени и запричитал: «Зося моя, Зося!». Оказывается, он был влюблен в еврейскую девушку, которая тоже была расстреляна. Еще один бывший каратель Михаил Иванов, родом из Старорусского района. Он оказался в окружении, а попав в плен, согласился помогать оккупантам. Вернулся в свою деревню, и стал урядником, потом вступил в карательный батальон. На его совести – десятки расстрелянных партизан и мирных граждан. После войны он долго скрывался, переезжая из города в город, жил в Минской области, в Ленинабаде, в Челябинске, в Архангельской области. Всюду выдавал себя за участника Великой Отечественной войны.

Последний процесс

Очень показательна история известной «Тоньки-пулеметчицы» — Антонины Макаровой, которая в годы войны служила немцам на Брянщине, расстреливая военнопленных из пулемета. Когда подошли наши войска, Антонина Макарова сумела скрыться из тех мест, где творила свои злодеяния и выдать себя за обычную жительницу оккупированной территории. Она даже стала служить в госпитале санитаркой, где в нее и влюбился молоденький солдатик. Выйдя замуж, Антонина поменяла фамилию на Гинсбург, и 30 жила, пользуясь почетом и всеобщим уважением, как ветеран Великой Отечественной войны. Суд над Макаровой в 1978 году стал последним крупным процессом по делу изменника Родины в СССР, и единственным – над женщиной-карателем.

Фантом ДНК: как советский ученый доказал существование души

Главный йог СССР: чем смерть Владимира Шуктомова так поразила сотрудников КГБ

«Отрицательные»: что не так с людьми у которых «минусовая» кровь

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: