ЧП на «Вепре»: как обезумевший матрос захватил атомную подлодку в 1998 году
Осенью 1998 года в губе Гаджиево на базе Северного флота произошло беспрецедентное событие, не имевшее аналогов в мировой истории: попытка захвата атомной подводной лодки «Вепрь» рядовым матросом. Эта трагедия, мгновенно засекреченная, открыла миру тревожные пробелы в системе безопасности флота.
Неудавшееся дезертирство
В роковую ночь на 11 сентября матрос-торпедист Александр Кузьминых, находившийся на борту АПЛ К-157 «Вепрь», приступил к осуществлению своего плана. Вооружившись зубилом, он убил часового, а затем тяжело ранил капитана 3-го ранга Сергея Беседина, который вышел на шум. В завязавшейся схватке Кузьминых завладел автоматом. По одной из версий, его целью было дезертирство, но, осознав, что выстрелы могли его выдать, он предпочел скрыться в глубинах субмарины.
Ранив, но не убив капитана Беседина, преступник совершил роковую ошибку. Офицер сумел добраться до переговорного устройства и объявить тревогу. Однако было уже поздно: Кузьминых, двигаясь по лодке, расстрелял в кубрике шестерых сослуживцев, пятеро из которых погибли на месте. Не остановившись на этом, он привел в действие систему химической защиты, запустив смертоносный фреон в отсек, где находились 31 человек. Лишь по счастливой случайности и благодаря сработавшей сигнализации все они успели надеть противогазы.
А 19-летний преступник забаррикадировался в торпедном отсеке подлодки. Кузьминых предупредил, что взорвет боезапас, находившийся на судне, если командование решится на штурм.
Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало
К тому моменту о захвате подводной лодки стало известно главкому ВМФ Владимиру Куроедову, который тут же прибыл на место происшествия. По словам Николая Зенькевича, автора издания «Как Ельцин преемника выбирал», для того, чтобы отговорить Александра Кузьминых от опрометчивых шагов, на «Вепрь» спецрейсом доставили и его мать. Но та не смогла повлиять на сына. С торпедистом также вели переговоры его брат, священнослужитель и психолог. Все они тоже оказались бессильны. Кузьминых не собирался покидать свое убежище добровольно, но зато попросил пистолет, спиртное, шоколад и черную икру. Оружие и продукты были ему незамедлительно переданы.
Смерть террориста и причины ЧП
Александр Кузьминых «держал оборону» почти сутки. Так как действия матроса могли привести ко второму Чернобылю, все суда, находившиеся поблизости, были отведены подальше от субмарины. Это было сделано еще и потому, что, несмотря на требования террориста, для разрешения инцидента было решено все-таки провести спецоперацию с участием специальных подразделений ФСБ и Северного флота. В ходе штурма, если верить изданию «Россия в формировании международной системы профилактики распространения оружия массового поражения» (КомКнига, 2008 год), Александр Кузьминых был ликвидирован. Аналогичной версии придерживается и Игорь Хмельнов. Причем, согласно одной из версий, Кузьминых погиб от взрывного устройства, вмонтированного сотрудниками ФСБ в трубку телефонного аппарата, по которому и велись все переговоры. А вот Александр Державин утверждает, что террорист-одиночка покончил с собой.
Как бы то ни было, ситуация и подлодка были взяты под контроль только после смерти Александра Кузьминых. Тот же Державин пишет о том, что причинами поступка Кузьминых могли стать как дедовщина, так и психическое заболевание. Впрочем, факт наличия неуставных отношений доказан не был. Но нарушениями психики Кузьминых, как выяснилось, действительно страдал. Как такого призывника пропустила комиссия, так и осталось тайной. Тем более, что отбор на флот всегда отличался крайней строгостью. Однако за случившееся ответили лишь несколько офицеров, которых понизили в должностях, а Сергей Беседин получил небольшую страховку.