Операция «Римон-20»: кто победил в воздушном бою между израильскими и советскими летчиками в 1970 году
30 июля 1970 года в небе над Суэцким каналом разыгралась одна из самых засекреченных битв Холодной войны — воздушный бой между израильскими ВВС и советскими летчиками. Его итоги почти полвека оставались государственной тайной СССР.
Израиль против Египта – война на истощение
После сокрушительного поражения в Шестидневной войне 1967 года арабские страны во главе с Египтом не смирились с потерей территорий. Президент Гамаль Абдель Насер начал «войну на истощение» — позиционное противостояние, где главным козырем стала артиллерия.
Однако Израиль отвечал сокрушительными авиаударами. Тогда Насер обратился за помощью к Москве. Уже 1 февраля 1970 года на западном берегу Суэцкого канала разместились советские зенитные ракеты С-75 и истребители МиГ-21 с египетскими опознавательными знаками. Командовал группировкой генерал Григорий Дольников.
Операция «Римон-20»
Израильтяне быстро обнаружили, что в небе появились новые — куда более опытные — пилоты.
Первый бой произошел 25 июня 1970 года. Два МиГа-21 летчиков Крапивина и Савина атаковали группу израильских самолетов Skyhawk, произведенных в США. Один борт русские подбили ракетой, но он долетел до базы.
Израильтяне быстро узнали о присутствии русских и командующий ВВС генерал Мордехай Ход приказал разработать ответные меры. В результате была утвержден план «Римон-20», цель которого устроить засаду на группу советских самолетов. В операции участвовало три звена по четыре самолета в каждом. Звено французских Dassault Mirage играло роль приманки, а четверка Mirage и американских F-4 Phantom II находились в засаде.
Кем в действительности была Инесса Арманд для Ленина
Для будущего боя были отобраны лучшие израильские пилоты. Операция началась 30 июля 1970 года. На западном берегу Суэцкого канала несколько «F-4 Phantom II» атаковали позиции систем радиолокационного обнаружения. После этого четыре французских Dassault Mirage, на предельно низких высотах, углубились в египетскую территорию. За ними вылетело второе звено из четырех Dassault Mirage и главная ударная сила – четверка Phantom.
Ловушка для советских пилотов
Самолеты первой группы летели попарно и на максимально близком друг к другу расстоянии. На радарах они выглядели как два разведывательных Mirage В радиоэфире переговаривались только два израильских пилота, голоса которых были известны египетским радистам. Расчет израильтян сработал, и они смогли заманить советских летчиков в ловушку.
Генерал Дольников решил, что это легкая добыча и отдал приказ поднять в небо 20 «МиГов». Три группы по четыре самолета в каждой летели на встречу Mirage, а восемь «МиГов» под руководством капитана Юрченко составили атакующую группу и должны были отрезать противнику путь отступления. Уже на подлете к целям, приманка резко развернулись на 180 градусов и шестнадцать советских бортов погнались за израильтянами.
Метод КГБ: почему советских разведчиков не брал алкоголь
По приказу Мордехая Хода, отвлекающее звено перестало играть роль приманки и произвело вспомогательный удар. Пары Mirage разошлись в стороны, развернулись и пошли на сближение с противником. Советские летчики поняли, что Mirage не два, а четыре. Генерал Дольников отдавал приказ на поражение целей, но израильтяне включили радиопомехи, и советская линия связи перестала работать.
Воздушный бой
К этому моменту советские «МиГи» оказались в ловушке. Их окружало восемь Mirage, а уйти вверх мешала четверка Phantom. Четверка Mirage из второго звена начала набирать высоту и обстреливать противника из пушек. Советские пилоты переключились на запасную радиочастоту и принялись маневрировать, но ловушка захлопнулась. Пушечный огонь Mirage подбил первый «МиГ», второй самолет уничтожила ракета Sparrow.
Капитан Владимир Ивлев подбил Mirage ракетой К-13, и он вышел из боя, но советская сторона продолжила терять самолеты. Дольников отдал приказ выходить из боя и оторваться от противника. Мордехай Ход также вернул своих летчиков на базу. За шесть минут боя израильтяне сбили по одним данным четыре по другим пять советских самолетов. Четыре летчика погибли.
2 августа полеты советских ВВС прекратились. Для расследования ситуации в Египет прибыл маршал СССР Кутахов. Через три дня Израиль предложил Каиру план мирного урегулирования конфликта, лишенные поддержки русских, египтяне согласились.