650 патронов на боевой выход: почему воины-«афганцы» проклинали приказ Минобороны СССР
Война в Афганистане была войной засад и внезапных нападений. Попав в «зелёку» — ловушку душманов, — советская разведгруппа могла вести бой часами. Исход часто решали не только мужество и выучка, но и простой армейский ресурс: патроны. И здесь бойцов 40-й армии ждал жестокий парадокс, порождённый кабинетными расчётами.
Приказ, который «проклинали не единожды»
В разгар боевых действий Министерство обороны СССР издало директиву, ограничивающую «носимый боекомплект» для одного боевого выхода 630-650 патронами на автомат. Это около 21 магазина к АК-74 общим весом в 5 кг.
«Ваш покорный слуга уже не помнит номер этого приказа, но он был, и «афганцы» его помнят, потому что не единожды его проклинали», — вспоминает ветеран спецназа Андрей Негривода в книге «Разведывательно-диверсионная группа. «Слон»». Другие участники войны откровенно называли его «совершенно идиотским».
Откуда взялась эта роковая цифра? Её теоретические истоки можно найти в переводной книге французского военного теоретика 1928 года, где для ружья-пулемёта рекомендовалось те же «650 патронов на день боя». Но времена и оружие изменились кардинально.
Реальная причина была сугубо экономической. Война в Афганистане потребляла колоссальные ресурсы: по словам генерала Мухтара Алтынбаева, контингент расходовал до 300 млн патронов в месяц. В условиях горной войны, где каждый камень — укрытие для противника, большая часть этих пуль уходила «в молоко». Ограничение боекомплекта было попыткой снизить расходы перегруженного советского ВПК.
Была и криминальная сторона. Патроны в Афганистане стали валютой. Их излишки продавали, чтобы купить на чёрном рынке дефицитные товары или, что хуже, наркотики. В конечном счёте, боеприпасы зачастую попадали к моджахедам.
Какими бы ни были благие намерения командования, на войне, как это часто бывает, они оборачивались трагедиями – в разгар боя у солдат заканчивались патроны.
Как решали проблему
Хотя технические возможности «Калаша» позволяли делать 650 выстрелов в минуту, в реальном бою ни о какой «киношной» пальбе речи не шло. Ради экономии патронов «шурави» стреляли короткими очередями. Но и в этом случае 630 патронов категорически не хватало.
«Что такое один «магазин»? В бою – это всего лишь три-четыре длинные очереди – максимум тридцать секунд реального времени!», – отмечает Андрей Негривода.
При интенсивном расходе патронов боекомплект заканчивался уже через 10 минут. В документальной книге об Афганистане «Никто не создан для войны (1990 год) приводится ещё более неутешительная оценка одного из «афганцев»: «Что такое 650 патронов? Пять минут боя хорошего…»
Необходимость заставляла участников боя переходить на одиночные выстрелы. Это имело психологический эффект – моджахеды боялись прицельной стрельбы. Однако условия местности не всегда позволяли эффективно сражаться таким образом. Поэтому советские солдаты решали вопрос нехватки патронов куда проще – они откровенно саботировали приказ, прибегая иной раз к «неуставным отношениям».
«После возвращения мы сильно поколотили того старшину, что выдавал нам боеприпасы. Чтобы больше не выполнял таких тупых приказов. И помогло!», – рассказывал сержант отдельной 459-й роты отряда «Каскад» ГРУ СССР Андрей Дмитриенко, описывая итоги схватки с элитным отрядом моджахедов «Чёрные аисты» на сопке Казажора в 1983 году.
Опытные участники Афганской войны носили с собой двойные и тройные боекомплекты. Несмотря на то, что «рожки» от АК дополнительно отягощали бойцов, каждый понимал – в случае нападения «духов» патроны лишними не бывают.