Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2025-12-20 08:45:00

Потомки Емельяна Пугачёва: почему они носили оскорбительные фамилии

Когда в Советском Союзе зазвучал голос Аллы Пугачёвой, многие гадали о её возможном родстве с мятежным казаком. Звёздная певица оказалась лишь однофамилицей, но вопрос о настоящих потомках Емельяна Пугачёва остаётся открытым. История его семьи трагична и полна загадок, а поиски наследников заводят в тупик легенд и переиначенных фамилий.

Две жены, крепость и вечный надзор

Емельян Пугачёв успел завести две семьи, хотя по закону был женат лишь один раз. Его первая жена, Софья Недюжева, родила ему сына Трофима и дочерей Аграфену и Христину. Жизнь с авантюристом была нелегка: в 1772 году она сама сдала беглого мужа властям, а позже, освобождённая его же войсками, скиталась при ставке в отдельной палатке.

Став «императором Петром III», Пугачёв по совету казаков решил обзавестись императрицей. Его выбор пал на 17-летнюю Устинью Кузнецову. Их брак, заключённый в феврале 1774 года, продлился всего десять дней, после чего «государыня» осталась в отцовском доме, где вскоре была арестована.

После казни Пугачёва обе его жены, сын и дочери, хоть и были признаны невиновными в бунте, провели десятилетия в заточении в Кексгольмской крепости. Узники делили один каземат, а их жизнь была полна лишений: известно, что дочь Аграфена стала жертвой коменданта. Освободил семью лишь император Александр I в 1803 году, но надзор за ними сохранялся до самой смерти. Последняя из детей мятежника, Аграфена, скончалась в 1833 году.

Проклятие фамилии

Мстительная Екатерина II попыталась сделать так, чтобы сама фамилия Пугачёва исчезла из её владений.
«Софье, Устинье и детям Пугачёва на всю жизнь запрещалось называться именем Пугачёва. Все они должны были «сказываться только именами и отчествами», – отмечает историк Михаил Астапенко.

По поводу возможных потомков Пугачёва у исторической науки нет ясности. Потомками казачьего вождя обычно именуют непрямых родственников, в частности, лиц, происходящих от его брата Дементия Пугачёва. Хотя Дементий сохранил верность трону, его семье было велено именоваться Ивановыми.
Другие потомки рода Пугачёвых, по одной из версий, получили оскорбительные фамилии – Дураковы, Остолоповы, Объедовы. Здесь нет ничего исключительного. Случалось, что подобные фамилии помещики давали «проштрафившимся» крестьянам. В данном же случае речь шла о семье «первостатейного» государственного преступника. Тем не менее, многие из них «вышли в люди». Потомком Пугачёва называют, например, командира эсминца «Капитан Сакен» Алексея Остолопова, который воевал в Первой мировой войне, а после революции оказался в эмиграции. Уехал из России и казачий офицер Алексей Дураков.

Вместе с тем, не вся пугачёвская родня была наказана «плохими» фамилиями. В дореволюционной книге «Материалы для географии и статистики» при описании бывшей станицы Зимовейской указано: «Потомки Пугачёва, приняв фамилию Сарычева, вышли в другие станицы».

Есть источники, которые называют родственниками Пугачёва неких Сычёвых. Краевед Владимир Моложавенко, автор книги «Тайны донских курганов», кроме уже упомянутой фамилии Сарычевых называет также Фоминых, Фомичевых и Даниловых. По его версии, праправнук Пугачёва Павел Данилов тоже примкнул к белой эмиграции и оказался в австралийском Мельбурне.
В числе «потомков Пугачёва» упоминают и родственников Устиньи Кузнецовой – Ивана Георгиевича и Сергея Георгиевича Кузнецовых. Один из них жил в Волгограде, другой – в Уральске.

Легенда о потомках Трофима

В источниках советского времени встречается версия жизни Трофима Пугачёва, основанная на донской легенде о его бегстве из-под стражи. Трофим якобы поселился в селе Стенькино Воронежской области, где у него родилась дочь Феврония (в замужестве Шаповалова). Затем семья перебралась на станцию Куберле (посёлок Красноармейский) в Ростовской области. На местном кладбище существует даже надгробие Трофима Емельяновича Пугачёва, украшенное почему-то портретом Емельяна Пугачёва. На плите выбиты даты жизни Трофима – 1760-1886. Впрочем, эти сведения сомнительны. Во-первых, дата рождения Трофима не совпадает с той, что известна историкам. А во-вторых, вряд ли сын мятежника мог прожить 126 лет – это на четыре года больше, чем жила старейшая верифицированная долгожительница Земли Жанна Кальман.
В 1960 году в «Казахстанской правде» появилась публикация об уроженце села Стенькино Филиппе Трофимовиче Пугачёве, которого беглый Трофим якобы зачал, когда ему было уже 90 лет. Филипп работал каменщиком и плотником в совхозе имени КазЦИКа в Целиноградской области, где его называли «дедом Пугачом». Умер предполагаемый внук Емельяна Пугачёва в 1964 году в возрасте 103 лет. Впрочем, некоторые авторы называют его сыном не Трофима, а Михаила – неизвестного историкам «старшего сына» Пугачёва.

Подводя итог, можно предположить, что, скорее всего, донские краеведы попались на удочку ловкачей, решивших прославиться на имени самозванца. Настоящая история родственников Емельяна Пугачёва ещё ждёт своего исследователя.

6 самых древних государств мира, которые существуют до сих пор

Какие города в позднем СССР считались самыми криминальными

Арест Берии: как на самом деле в нём участвовал маршал Жуков

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: