Как поступали с БОРЗыми в СССР
Советская система строилась на принципе всеобщей занятости. Труд был не только правом, но и священной обязанностью каждого гражданина. Любой доход, полученный вне официальной системы, считался «нетрудовым», а сам человек — преступником и «моральным отщепенцем». Эта идея, идущая от ленинского лозунга «Кто не работает, тот не ест», стала основой для одной из самых мрачных и абсурдных глав в истории советского права — борьбы с тунеядством.
От Конституции до уголовной статьи
Ограничения начались сразу после революции: Конституция РСФСР 1918 года лишала избирательных прав лиц, живущих на «нетрудовые доходы». В 1951 году под удар попали бродяги и попрошайки. Но настоящий размах кампания приобрела в 1961 году с выходом указа «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда».
На основе указа была применена статья 209 УК РСФСР «Тунеядство». По ней мог быть осужден любой, кто не работал «в интересах социалистической Родины» в течение четырёх месяцев (исключение делалось для матерей с маленькими детьми). Наказание было суровым: от двух до пяти лет ссылки с конфискацией имущества. Для выявления «паразитов» милиция проводила облавы, а в помощь ей привлекались народные дружинники.
«БОРЗ»
Осужденных по этой статье в милицейских протоколах называли аббревиатурой «БОРЗ» — «без определенного рода занятий». От этого казенного термина в криминальном жаргоне родилось слово «борзый», означавшее наглого, самоуверенного типа, бросающего вызов общественным устоям. Так государственная борьба с инакомыслием пополнила словарь русского арго.
Жертвы системы
Под каток статьи 209 чаще всего попадали попадали творческие люди, которые не вписывались в рамки, определенные Коммунистической партией. Самым известным «тунеядцем» советской эпохи был Иосиф Бродский.
В 1964 году была организована масштабная травля поэта. Весной того же года состоялся суд. Бродский получил по максимуму – пять лет принудительных работ. «Перевоспитываться» его отправили в отдаленный совхоз «Норинское» Архангельской области. Друг Бродского Евгений Рейн вспоминал, что в ссылке «тунеядцу №1» отвели половину избы. В совхозе опальный поэт занимался уборкой урожая. В свободное от работы в полях время он продолжал писать стихи.
Как-то Бродский признался, что пребывание в «Норинском» было самым счастливым периодом в его жизни. Впрочем, был он там недолго: через полтора года под давлением зарубежной общественности срок Бродскому сократили.
Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию
Всего с 1961 по 1965 год по статье 209 осудили 37 тысяч человек. Но далеко не всех из них постигла та же участь, что и гениального поэта. Дело в том, что партийные руководители в северных областях забросали Москву просьбами не присылать к ним осужденных за тунеядство. Мол, и работы для них недостаточно, и крышей над головой их обеспечить нет возможности.
Другим известным «паразитом» советской эпохи был писатель Владимир Войнович. В 1980 году его выслали из СССР и лишили гражданства, однако через 10 лет он все же сумел вернуться на родину.
Под статьей в свое время мог оказаться и Виктор Цой. Чтобы не попасть под раздачу музыкант в 1986 году устроился на работу в котельную – известную в определенных кругах «Камчатку», позднее ставшую культовым местом для поклонников таланта певца. За нелегкий труд он получал небольшие по тогдашним расценкам деньги – 95 рублей (для сравнения: средняя зарплата рабочего составляла 120 руб.). Но деньги для Цоя были не главными: работа сутки через трое оставляла время для творчества.
Впрочем, в тот период пик борьбы с тунеядством уже миновал. Апогея кампания против «паразитов» достигла при Юрии Андропове в 1983-1984 годах. Затем на смену дряхлым и косным вождям пришел сравнительно молодой Михаил Горбачев, начавший либерализацию в общественно-политической и экономической сферах.
Статья 209 потеряла свою актуальность к концу 1980-х. А в последний год существования СССР приняли закон «О занятости населения в РФ», в соответствии с которым официально неработающих перестали преследовать, а тем, кто потерял работу, стали выплачивать социальные пособия.
Тем не менее слово «борзый» попало в современный список самых употребляемых жаргонизмов. Хотя сегодня уже мало кто знает, каким образом оно появилось в нашей лексике.