Посмертная маска Суворова: что было не так с лицом полководца
В 2016 году антропологи из Института этнологии и антропологии РАН совершили маленькую революцию в нашем представлении о великом русском полководце. Взяв за основу подлинную посмертную маску Александра Суворова, они восстановили его реальный облик. И оказалось, что привычный нам хрупкий старик с портретов — лишь плод художественного вымысла.
Посмертная маска vs парадный портрет
До изобретения фотографии единственной «машиной времени», способной донести до нас истинные черты человека, была посмертная маска. В отличие от живописи, где на образ влияли мода, вкус заказчика и талант художника, гипсовый слепок фиксировал лицо с почти протокольной точностью.
Эта мрачная, но честная традиция была широко распространена. Мария Тюссо создавала маски как с лиц казненных аристократов, так и с простых преступников. А знаменитая «Утопленница из Сены» с её загадочной улыбкой стала иконой французской культуры. В России маски снимали с Пушкина, Гоголя, Петра I, позволяя потомкам заглянуть в лица ушедшей эпохи без прикрас.
Загадка «неприкрашенного» Суворова
Взгляните на любой портрет полководца, например, работу Й. Крейцингера 1799 года. Перед нами — утончённый, почти хрупкий человек с острыми чертами лица, больше похожий на учёного. Сложно представить, что этот «старец» лично водил солдат в штыковые атаки и совершил беспрецедентный переход через Альпы.
«Волкодавы Сталина»: почему бойцы СМЕРШа были непобедимыми
Реконструкция по посмертной маске рисует совершенно иную картину. Как заявила руководитель лаборатории антропологической реконструкции Елизавета Веселовская, реальный Суворов обладал мощной, мужественной внешностью: широкий лоб, крупная нижняя челюсть, крепкое телосложение. Этот облик идеально соответствует легендам о его нечеловеческой выносливости и силе духа.
Почему художники исказили образ?
Возникает вопрос: почему даже прижизненные портреты так далеки от правды? Дело в том, что сам граф Суворов был, как это сейчас называется, непубличным человеком и поэтому с огромной неохотой соглашался позировать для картин. С другой стороны, рассмотренный выше портрет работы Крейцингера был сделан в 1799 году, за год до смерти полководца. Ведь даже самый пышущий здоровьем и энергией человек не сможет противостоять старости. К этому стоит добавить и последствия болезней, как возрастных, так и «профессиональных». Тяжело воспринял лучший полководец Европы и опалу, которой он подвергся при императоре Павле I. Император хоть и возвел Суворова в звание генералиссимуса, но так и не смог простить того, что полководец ввел при себе должность дежурного генерала, что позволялось иметь только монархам.